Типичный день обычного четвероклассника. Уроки — с 9 до 14. Потом полчаса на обед и бегом на дополнительные занятия. Еще два часа кружка или секции и домой он попадает около 6-7 часов вечера.
«Мам, хоть полчаса передохнуть!»
Передышка и уже ждут уроки. Русский, математика — каждый день. По 2-3 упражнения. И это не считая других предметов. Пока разобрался, пока записал/начертил/нарисовал. Дальше время остается только на ужин, и упасть в кровать, чтобы наутро по звонку будильника запустить очередной день сурка. И это только начальная школа, о том, что будет дальше, подумать страшно.
Специалисты бьют тревогу. То ли задавать стали больше, то ли дети стали более расслабленными и менее самостоятельными. Но правильный режим подготовки домашних заданий сформирован только у 30% российских школьников!
Опрос провели на образовательной платформе Znanija.com. Ребят: от начальной школы до выпускников спрашивали, сколько времени они тратят на подготовку к урокам, к кому обращаются за помощью и как часто не выполняют задания.
Результаты заставляют задуматься: почти четверть школьников тратят на уроки больше 4-х часов каждый день. 45% учеников справляются за 1-2 часа, еще примерно треть ребят занимаются дома по 3-4 часа в день.
«Причем только 30% опрошенных успевают выполнить домашние задания в дневное или раннее вечернее время, — подчеркнули исследователи. — Остальным же периодически или регулярно приходится сидеть за учебниками поздно вечером или даже ночью».
Самые сложные предметы для домашней работы
Математика (58%)
Иностранный язык (36%)
Русский язык (31%)
Литература (20%)
Информатика (15%)
Да и задания нынче такие, что нет-нет, да и пойдешь за помощью к маме. По своему опыту могу сказать: иногда формулировка сложнее, чем сама суть задания. Из опрошенных ребят 46% просят поддержки время от времени, 27% — почти всегда.
Еще один момент касается зоны ответственности. С чистой совестью идут в школу каждый день 30% ребят из опроса — они обязательно делают все задания.
«Из оставшихся — 48% могут позволить себе иногда не делать уроки, а 22% — очень часто игнорируют заданное», — сказано в исследовании.
Лень? Редко. Больше половины учеников признались, что просто не успевают. Еще 20% не знают, как делать то или иное задание, а спросить не у кого.
«Наблюдая, как школьник справляется дома с уроками, можно понять, правильный ли у него режим дня, какова реакция на трудности, умеет ли он обращаться за помощью и какой именно поддержки ждет от других., — говорит менеджер по развитию платформы Znanija.com в России, Польше и Румынии Юлия Белецкая. — Поэтому, конечно, задача учителей, родителей не только в том, чтобы оценивать и контролировать, как сделаны уроки, но также использовать домашние задания в качестве инструмента для психологического развития школьника».
Напомним, СанПиН очень строго регламентирует объем заданий, который можно давать детям. Так первоклассникам их не должны давать на дом вообще (хотя дают).
Для 2-3-х классов выполнение домашней работы должно занимать не более 1,5 часа; 4-5-х классов – 2 часа, 6-8-х классов – 2,5 часа, 9-11-х классов – 3,5 часа.
Если ребенок регулярно проводит за уроками в 2 раза больше положенного, это может привести к хроническим перегрузкам и, как следствие, к нервному истощения, проблемам с памятью, стрессам и снижению иммунитета.