Все знаю знаменитый «Зефирный тест», когда ребенка оставляют наедине с зефиром, и запрещают его трогать до возвращения взрослых. Тест показывает выдержку и силу воли ребенка. Правда, спустя много лет, оказалось, что не всегда малыши, которые поддавались соблазну съесть зефирку, страдают отсутствием силы воли. Желание съесть сладкое часто зависит от социального статуса семьи, и других факторов, которые ничего общего с характером ребенка не имеют. Собрали тесты, которые со временем подтвердили свою эффективность и перевернули подход к воспитанию.
1. Успокаивающие запахи
Чудесную силу запахов, заставляющих нас вспомнить забытое, снова испытать счастье, воскресить прекрасное, ученые исследовали на детях и взрослых. А в 2005 году провели эксперимент на новорожденных. Детей разделили на группы. Одним давали нюхать материнское молоко, другим ваниль, третьим — ничего. Спустя пару дней малышам предстоял забор крови из пяточки. Младенцы, приученные к запаху материнского молока или ванили, если им давали аромат вновь, становились спокойнее во время процедуры. Более того, запах материнского молока вызвал больше положительных эмоций у младенцев, чем ваниль. Зато опыт, проведенный в 2009 году со смесью вместо молока, не дал такого результата.
Вывод. Первое, что учится различать малыш, — это запахи. Поэтому молодым мамам не рекомендуют экспериментировать с духами и пряностями.
2. Каменное лицо
В 1975 году Эдвард Троник, директор отделения развития ребенка при Гарвардском университете, занимавшийся вопросами поведенческого и социального развития младенцев, провел эксперимент под названием «Каменное лицо». Малыша в возрасте от 6 месяцев до двух лет сажали в высокое удобное кресло напротив матери. Сначала мать играла с ребенком, демонстрируя эмоции, а затем отворачивалась. Повернувшись, она на одну минуту замирала с каменным выражением лица. Сначала ребенок пытался наладить контакт, но затем, не получив ответной реакции, начинал кричать и плакать. Мать снова отворачивалась, а повернувшись, демонстрировала эмоции и заинтересованность. Малыш успокаивался, снова становился веселым и улыбчивым. Опыт проводился на различных группах на протяжении многих лет, и результаты оставались практически одинаковыми.
«В 2000 году было установлено, что малыши-аутисты реагируют на „каменное лицо“ взрослого человека, только если они раньше были с ним знакомы. А эксперимент, проведенный с участием глухих младенцев, показал: внезапный разрыв эмоционального контакта с собеседником производит более сильное впечатление на веселого и общительного ребенка, чем на замкнутого», — пишет автор книги «Играем по науке» Шон Галлахер.
Эксперимент показал, что маленьким детям нужен эмоциональный контакт с близким человеком. Это успокаивает малыша, ведь с раннего возраста он боится оказаться брошенным. А эмоциональная мама воспринимается как более любящая, чем отстраненная.
Вывод. В последние годы важность эксперимента стала возрастать — взрослые проводят много времени, уставившись в экран смартфона или планшета. Нередко из-за этого малыши истошно кричат, пытаются привлечь к себе внимание и вызвать эмоциональную реакцию, считают специалисты.
3. Гастрономические привычки
Вы любили в детстве брокколи или шпинат? Считали что яблоко вкуснее конфеты? Предпочитали макаронам с сыром овощи? Если нет, виноваты родители, сформировавшие ваши гастрономические пристрастия. В 2009 году провели эксперимент с участием годовалых детей, в чьих семьях разговаривают по-английски. Две женщины хвалили блюда, которые потом предлагали малышам, только одна на английском, а другая на французском языке. Энтузиазм дети оценили и пробовали с удовольствием. Но когда им предложили самим выбрать — потянулись к тарелкам с едой, рекламируемой англичанкой. Эксперимент доказал, насколько важны лингвистические особенности в раннем возрасте. Но исследователи заметили и более важную закономерность: малыши в раннем возрасте всеядны и готовы к экспериментам. Поощряя их выбирать овощи или фрукты вместо сладкого, взрослые закрепляют пищевые привычки на всю жизнь. После двух лет увещевания уже не работают, установили экспериментаторы.
Вывод. Родителям советуют не упустить момент раннего детства и сформировать полезные пищевые привычки. Пока дети готовы к гастрономическим экспериментам, родителям советуют максимально разнообразить рацион, конечно, в пределах рекомендаций педиатров.
4. Черная и белая пирамидки
Хрестоматийный советский эксперимент наглядно продемонстрировал, что и дети и взрослые предпочитают не верить своим глазам, если то, что они видят, расходится с мнением большинства. В фильме «Я и другие» демонстрируется сюжет о том, как можно внушить человеку все что угодно.
На столе стояли две пирамидки: черная и белая. Трое детей были предупреждены, что необходимо говорить. А четвертый — не знал, но его опрашивали последним. Детям задавили несколько вопросов, последним был «Какого цвета пирамидки?» Трое один за другим отвечали «обе белые». Испытуемый в большинстве случаев давал тот же ответ, но потом в беседе признавался, что на столе были черная и белая пирамидки, а неправильный ответ дал под влиянием мнения большинства. Тот же опыт проводили и на взрослых. Результаты совпали.
Вывод. Психологи советуют родителям не давить на ребенка, а поощрять его собственное мнение при оценке ситуаций. Навязывая «правильное», родители растят внушаемого человека, для которого и черное станет белым, если это кому-то нужно.
5. Зефирный эксперимент
Самый знаменитый эксперимент Стэнфордского университета подвел ученых к выводу о том, что самоконтроль закладывается в раннем детстве. Опыт проводили несколько раз, начиная с конца 1960-х. Ребенка в возрасте от 4 до 6 лет приводили в комнату, где на столе лежали сладкие угощения, в том числе зефир. Малышу сообщали, что он может съесть угощение сейчас, а может через 15 минут, но тогда получит в два раза больше. Как только взрослый покидал комнату, большинство детей отправляли сладость в рот. Но были и те, кто терпеливо ждал положенные 15 минут.
Спустя годы исследователи тестировали участников эксперимента и выяснили, что те, кто умел ждать, были успешнее в жизни: лучше учились, меньше поддавались соблазнам, проявляли силу воли.
Вывод. Уровень самоконтроля важен для успеха ребенка, уверены специалисты. Те, кто могут отказать себе в сиюминутном удовольствии ради награды в будущем, успешнее достигают целей.
6. Кукла Бобо
Дети копируют агрессивное поведение взрослых. Эксперимент с куклой Бобо (похожей на нашего неваляшку) показал, как это происходит. Предварительно оценив уровень агрессии детей, ученые разделили 72 ребенка от 3–6 лет на группы. Одни видели, как взрослый играет с конструктором, а другие — как бьет куклу Бобо. Потом ребятам позволяли недолго поиграть, но вскоре запрещали, чтобы вызвать разочарование. А дальше заводили в комнату, где до этого малыши наблюдали за взрослыми. Выяснилось, что дети, наблюдавшие за агрессией, сами демонстрировали ее по отношению к кукле и другим игрушкам, в отличие от тех, кто не видел негатива. Также ученые заметили, что мальчики и девочки охотнее копировали поведение взрослых своего пола, чем противоположного.
Вывод. Эксперимент доказал, что проявление агрессии может быть не врожденной, а приобретенной чертой. Поэтому психологи советуют родителям следить за собственным поведением и контролировать вспышки гнева — дети как губка.
7. Кареглазые и голубоглазые
Неэтичный, неоднозначный, выдающийся — противоречивые характеристики проведенного учительницей эксперимента в 1970 году не умаляют его ценности. Сегодня, несмотря на споры, это один из базовых психологических тестов для работы в команде. Он позволяет не только убедиться, насколько важна привилегированность и похвала, но и почувствовать, что значит быть ущемленным.
Джейн Эллиотт разделила третьеклассников на голубоглазых и кареглазых. И сообщила, что голубоглазые дети умнее, талантливее, им разрешено играть в новом гимнастическом зале, получать дополнительную порцию еды, задерживаться на переменах. Учительница хвалила и поощряла ребят. Зато кареглазым многое запрещалось, в том числе играть с голубоглазыми и пить из одного фонтанчика. Их отсадили на задние парты, выдали черные воротнички.
Голубоглазые стали увереннее в себе, демонстрировали успехи в учебе и начали обижать кареглазых. Зато ставшие изгоями кареглазые не могли справиться с простейшими заданиями, стали безынициативными и забитыми детьми. На следующий день роли поменялись. Теперь кареглазые оскорбляли голубоглазых, а те притихли и были подавлены. Джейн прекратила эксперимент и провела беседу с учениками, рассказав, что расизм и дискриминация строятся на подобных принципах разделения людей. Ребята усвоили урок и снова подружились.
Вывод. Детям важно не чувствовать себя изгоями в коллективе. А разделение на умных и глупых, послушных и хулиганов, сильных и слабых лишает ребенка развития и возможности выйти из навязанного сценария. Нередко тот самый замечательный «сын маминой подруги» воспринимается ребенком как привилегированный голубоглазый и обрезает крылья, а не мотивирует.
8. Пещера разбойника
В 1954 году вышел роман Уильяма Голдинга «Повелитель мух», и в том же году социальный психолог Музафер Шериф устроил схожий эксперимент в детском лагере, назвав его «Пещера разбойников». 22 мальчика разделили на две группы, каждая из которых изначально не знала о другой. С самого начала группы выбрали себе названия, символику и вожаков, установили внутреннюю иерархию. Но когда дело дошло до соперничества, ребята демонстрировали не агрессию, а сплоченность, даже провокации ученого с кражей вещей и ложными обвинениями не смогли разжечь вражду между командами. Причина оказалось в том, что дети уже какое-то время пробыли в лагере вместе, сплотились и подружились.
Второй эксперимент с незнакомыми ранее ребятами прошел по задумке психолога. Снова два лагеря, иерархия и собственные правила. Когда командам сообщили, что на территории есть их соперники, с которыми предстоит сразиться, ребята стали вести себя воинственно. Победителям соревнований вручались дорогие призы — это еще больше раззадоривало соперников. Доходило до драк, а однажды одна группа напала на другую, чтобы ограбить.
Сделать отношения дружескими не помогали даже совместные походы в кино — встречи заканчивались драками. Тогда ученый создал для ребят общую проблему — перекрыл водосточный клапан булыжниками. Ребятам пришлось сотрудничать, чтобы найти причину исчезновения воды и расчистить доступ к клапану. На следующий день обе группы остались без обеда — застрял грузовик с продуктами. Вместе мальчики с помощью большого каната дотянули машину до лагеря. Справляясь с бытовыми проблемами, дети забыли о разногласиях.
Эксперимент показал, что соперничество за ресурсы рождает конфликты, а общая проблема может сплотить враждующие стороны. Позже психологи Джон Хантер и Майкл Платоу на основании результатов Шерифа вывели теорию о том, что принадлежность к группе оказывает сильное влияние на идентичность и поведение людей. Хотя первоначальный эксперимент подвергся жесткой критике и был назван неэтичным, полученные в ходе него данные помогли специалистам разобраться в механизмах искусственно нагнетаемой вражды.
Вывод. Родителям и учителям важно не создавать искусственную конкуренцию среди детей, чтобы не стать Музафером Шерифом для них, предупреждают специалисты. А погасить конфликт поможет важное общее дело, а не просто разговоры, что надо жить дружно.