Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Еще один школьник напал на одноклассников с молотком: психологи объясняют, почему подростки решаются на жестокую расправу

Неделю назад инцидент в Челябинске, теперь — в Иркутской области

23 сентября 2024
Еще один школьник напал на одноклассников с молотком: психологи объясняют, почему подростки решаются на жестокую расправу
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

В 10:30 утра 23 сентября стало известно о новом нападении школьника на своих одноклассников. На этот раз речь идет об инциденте в поселке Балаганск Иркусткой области. 13-летний подросток Артём Б. появился в родной школе с тремя молотками и ножом и в раздевалке перед уроком физкультуры набросился на одноклассников.

Больше всего пострадал ученик Олег Б. — у мальчика травма головы. В тот момент, когда Артем зашел в раздевалку, школьник завязывал шнурки и не подозревал о том, что уже через мгновение получит улар по голове. У двух других подростков — Дмитрия Н. и Сергея Д. — повреждены руки. Также стало известно о еще двух пострадавших — они обратились в поликлинику с ранами легкой и средней степени тяжести.

Обезвредил подростка учитель физкультуры, 24-летний Александр Бакуров, который вовремя зашел в раздевалку и скрутил Артема. К счастью, травмы оказались не очень тяжелыми. Всем ученикам оказали медицинскую помощь и отправили домой.

Позже выяснилось, что после расправы над обидчиками 13-летний «Раскольников» хотел покончить с собой, но физрук не дал ему этого сделать.

Еще один школьник напал на одноклассников с молотком: психологи объясняют, почему подростки решаются на жестокую расправу
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Многие сразу задались вопросом: как ученик 8-го класса спокойно пронес в школу три молотка и нож? Следствие выяснило, что рамок-металлодетекторов на входе не было, гардеробщица не заметила ничего подозрительного, к тому же функции охранника в ее обязанности не входили. Администрация школы сообщила, что рамок не было, потому что у них безопасно.

Региону была присвоена четвертая категория антитеррористической безопасности, которая дается, если в регионе за год не было угрозы терактов. Ссылаясь на это, руководство школы решило, что рамки-металлодетекторы и охранник учебному заведению не нужны.

На данный момент возбуждено уголовное дело по статьям «Покушение на убийство двух и более малолетних лиц» и «Халатность».

У напавшего на одноклассников подростка есть младший 5-летний брат. О мальчик сверстники отзывались как о замкнутом и неразговорчивом. По сути в школе друзей у Артема не было. Среди увлечений парня — аниме и манга. Недавно подросток создал в Telegram свой канал, в котором прямым текстом говорил, что население Земли глупое и стадное.

Артем и его родители были допрошены. Мать подростка говорит, что не замечала у сына каких-либо предпосылок к насилию, а агрессию списывала на переходный возраст.

Причина поступка подростка выясняется, но история многим напомнила недавний инцидент в Челябинской коррекционной школе. Каждый учебный год, несмотря на меры предосторожности, подростки проносят в школу оружие и нападают на одноклассников и учителей. Неужели подобная идея может оказаться заразной? Разбираемся с психологами, по какой причине школьники решаются на подобную расправу.

Для детей агрессия — это крик о помощи

Еще один школьник напал на одноклассников с молотком: психологи объясняют, почему подростки решаются на жестокую расправу
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru
психология

Социальный психолог, ведущий тренер и эксперт Центра толерантности

Агрессия действительно может быть «заразной», но не в буквальном смысле слова. Это скорее про эмоциональный и поведенческий контекст, в котором оказываются подростки. Когда дети видят насилие — в школе, на экранах телевизора, в новостях и полемике взрослых — оно становится для них нормализованным и, что важно, доступным способом выражения эмоций. Это не значит, что каждый, кто сталкивается с агрессией, начнет ее проявлять. Но вероятность возрастает, если подросток УЖЕ находится в сложной эмоциональной ситуации.

Увеличение подобных случаев может быть связано не столько с детьми, сколько с изменением в освещении таких историй. СМИ сегодня активно фокусируются именно на таких инцидентах, что создает ощущение, будто агрессии становится больше.

Но дело не только в медиа, не надо делать их козлом отпущения, как это часто происходит с компьютерными играми или комиксами (в данном случае — с аниме). Подростки сталкиваются с огромным количеством факторов: стресс, социальная изоляция, недостаток эмоциональной поддержки от занятых родителей, травля — все это усиливает внутренние напряжения.

В данном случае акцент делается на характеристиках напавшего ученика. И это должно бы привлечь внимание взрослых (педагогов, родителей, администрации школ) к теме психологического благополучия учеников: возможно мальчик подвергался травле или игнорированию со стороны других учеников, и это долгое время не находило никакого отклика у взрослых. Однако снова фокус ответственности смещается на внешние факторы: СМИ, эпидемию жестокости, какие-то глобальные тенденции. Да, этот конкретный случай указывает на одно: взрослым (учителям, родителям) нужно внимательно наблюдать за детьми, подмечать малейшие признаки психологического неблагополучия и реагировать на них со всем вниманием и включенностью. Дети, которые подвергаются травле, чувствуют себя «невидимками» среди равнодушных взрослых и одноклассников. И к большому ужасу, часто такие поступки — единственный способ привлечь к себе внимание, который видят подростки.

Напоминаю, что подростковая агрессия — это крик о помощи, а не проявление «злой природы» детей. Поэтому так важно вовремя реагировать и давать подросткам возможности для безопасного и конструктивного выражения эмоций.

У девиантного поведения всегда есть причина

Еще один школьник напал на одноклассников с молотком: психологи объясняют, почему подростки решаются на жестокую расправу
психология

практикующий психолог, эксперт в сфере материнства

— Эта ситуация наглядно демонстрирует девиантное поведение подростка, — прокомментировала психолог Ника Болзан. — Девиантные формы поведения всегда базируются на индивидуально психологических стереотипах и зависят от внешних обстоятельств и ситуаций: провоцирующих и, наоборот, сдерживающих его. Рассмотрим некоторые из провоцирующих факторов:

  • нарушение структуры и функции семьи;

  • материально-бытовое неблагополучие;

  • когнитивная перестройка;

  • психоэмоциональные перегрузки;

  • особенности взаимоотношения: буллинг, отвержение со стороны учителей, ярлык девианта в школе.

Семья играет важнейшую роль в формировании поведения подростков. Авторитарный или попустительский стиль воспитания и ослабление социального контроля способствуют бесконтрольному поведению, которое переходит во внутреннюю неспособность личности к самоограничению. По словам эксперта, современные исследования показывают, что сложные и отчужденные отношения с родителями, ссоры в семье, дефицит общения с близкими и неодобрение родителями друзей подростка могут привести к психическим нарушениям и поведенческим отклонениям. Поэтому важно, чтобы в подростковый период родители стали друзьями для своих детей. Это поможет избежать отдаления и конфликтов в семье.

— Причины девиантного поведения подростка также можно найти в нарушениях процесса его социализации, — отметила Ника Болзан. — У подростка наряду с адаптацией формируется его активная интеграция в группу сверстников. Индивидуализация подростка проявляется в форме самоутверждения. Важно понимать, что желание доказать собственную значимость может иметь социально-полярные границы от подвига до правонарушения. Часто прослеживается ведущий мотив у подростка: «Лишь бы выделиться».

По этой причине подростки ищут необычные ситуации, способы завоевания признания, приключения и одобрение своих действий со стороны. Они изучают границы дозволенного, таким образом удовлетворяя стремление к расширению границ индивидуального опыта, хотя большинство взрослых расценивает подобное как «выходящее за рамки поведение». Вследствие получения такого опыта у ребенка может случиться подростковый кризис идентичности, протекание которого и вызывает девиантное поведение.

По словам психолога, исследования демонстрируют также значительное влияние низкого статуса в классе у школьника, отвержение со стороны учителей и значимых взрослых. Например, если подросток чувствует себя изгоем или отвергнутым, он не находит возможности индивидуализироваться и интегрироваться в коллектив. Неудовлетворенная потребность самоутвердиться заставляет подростка искать другие сообщества, где он мог бы компенсировать эти неудачи. Стремясь заслужить уважение и признание своей независимости, подросток вступает в различные спортивные, музыкальные, академические группы, неформальные субкультуры, фан-клубы или подростковые банды.

Также существуют и другие аспекты, которые могут стать «пусковым механизмом» делинквентности, то есть противоправному поведению: это пропаганда насилия, алкоголя и наркотиков.

— Все перечисленное самые распространенные факторы, которые могут спровоцировать ребенка на девиантное поведение. Однако если все значимые взрослые, ответственные за ребенка, будут внимательно и с участием относиться к его жизни, проблемам и чувствам, такие случаи можно будет успеть вовремя предотвратить, — подытожила эксперт.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения