Вы впервые купили малышу пальчиковые краски. Продавец в магазине вас уверял, что все без исключения двухлетки их обожают, вы много слышали о пользе этого материала для развития творческих способностей ребенка и сами были не прочь попробовать порисовать руками. Предвкушая восторг, переодетые в старые футболки, вы уселись с малышом на пол перед разложенным листом ватмана и открыли яркие баночки. Но как только вы опустили пальчик ребенка в краску, он неожиданно запаниковал и всю энергию направил на то, чтобы немедленно оттереть ее со своих рук, активно протестуя против ваших попыток увлечь его рисованием. На следующий день та же история вышла с пластилином… Вы были растерянны − ведь вы, кажется, никогда не ругали его за неряшливость… С чего бы взяться этой мании чистоты?
Такой возраст
Проявления детской «брезгливости» в 2−3 года, ставящие в тупик родителей, специалисты по детскому развитию считают нормальным и объяснимым явлением. В этот период ребенок достигает определенной автономии, перестает быть полностью зависимым от мамы младенцем. Выполняя самостоятельно разнообразные действия, совсем недавно недоступные ему без помощи взрослых, он начинает утверждаться в собственной силе и могуществе. Его хвалят за достижения, и он приобретает уверенность в себе, в своих возможностях. Развивается чувство собственного достоинства, внимание к собственным поступкам и качествам других людей. Можно сказать, что именно сейчас человечек учится по-настоящему любить себя и других. Проба сил закаляет малыша, он переживает очень сильные и разнообразные чувства − его новый статус одновременно восхищает и пугает его. Он хотел бы установить полное господство над всем окружающим миром, и ему еще только предстоит определить его границы.
Этот процесс иногда может проходить болезненно. Любое сомнение в собственных силах ребенок воспринимает как угрозу безопасности. Поэтому двухлетке так трудно бывает подчиниться чужой воле, за что старшие дети не без оснований дразнят его барчуком и маменькиным сынком, а вы слышите от незнакомцев замечания о избалованности вашего чада. На самом деле малыш интуитивно ищет способы противостоять хаосу открывающегося ему мира. Он нуждается не только в силе и самостоятельности, но и в защищенности.
Некоторым детям бывает трудно приспособиться к малейшим изменениям в привычной обстановке. Они ревностно следят за тем, чтобы их место за столом не было занято, и отказываются засыпать без маминой колыбельной. Почти все в этот период становятся «собственниками» и отказываются делиться игрушками. Встречаясь с ограничениями их всемогущества, дети могут быть выведены из себя малейшими трудностями, главная из которых − их собственная беспомощность. Например, ребенок яростно злится на дверь, которую не можете открыть. Не встречая достаточной поддержки и терпения со стороны старших, малыш может сопротивляться попыткам обучить его чему-нибудь новому, и у родителей даже иногда возникает сомнение – все ли в порядке с его умственными способностями?
Я и мир вокруг
Собственное тело в этот период и главный объект, и главный инструмент познания: это часть мира, которая наиболее охотно подчиняется маленькому «императору». Действительно, большинство детей с удовольствием купаются, валяются на траве и в снегу, загребают ручками песок и даже грязь, пачкаются – в общем, как положено, исследуют и изучают мир. Но иногда у ребенка, который еще вчера не обращал внимания на погоду, панику вызывает легкий ветерок, и он требует немедленно прекратить прогулку. Или вдруг отказывается садиться в ванну, пока оттуда не будет вычерпана вся пена. Или крохотное пятнышко грязи на ботинках портит все удовольствие от посещения театра...
Ваш ребенок чистюля? Не переживайте, это не так уж и плохо. Многие мамы завидуют вам белой завистью!
Родителям, столкнувшимся с подобным поведением – а это не что иное, как проявление тревожности, обычной в этом возрасте, – необходимо в первую очередь вооружиться терпением и особенное внимание обратить на собственные реакции. Малыш сейчас особенно нуждается в понимании и поддержке. Сам он не сможет объяснить вам, что в действительности с ним происходит и почему капля воды на рубашке или испачканные красками пальчики вызвали приступ гнева.
Руководство к действию
Покажите малышу, что понимаете его чувства. Никак их не комментируя, постарайтесь переключить внимание малыша. Чтобы разрядить обстановку, поговорите о том, чем вы намерены заняться через час, предложите попить воды или сока, а потом выйти на прогулку или поиграть в проверенную и любимую малышом игру… Например, скажите так: «Я вижу, что ты расстроена и сейчас не в настроении лепить. А хочешь, мы побросаем мячик во дворе, а потом приготовим вместе сок из груш и… яблок… и еще из чего?» Малыш поймет, что из-за небольшого инцидента равновесие в мире не нарушилось и его безопасности ничто не угрожает.
Даже если вы сильно раздосадованы, постарайтесь взять себя в руки и не сердиться.
Нельзя дразнить ребенка, обзывать чистюлей и белоручкой. Лучше вообще не демонстрировать досаду и разочарование. Увы, дети в этот период быстро учатся манипулировать нами, «нажимать на кнопки», и лучше не подкреплять нежелательное поведение сильными эмоциями.
Нельзя игнорировать чувства малыша. Не говорите: «Не устраивай трагедию из-за такой ерунды». Очень вредная привычка – сравнивать ребенка с другими детьми («Твоя сестра в три года уже рисовала лучше взрослого!», «Любой ребенок на твоем месте визжал бы от восторга, а ты опять ноешь»). Если он не хочет рисовать или лепить – не настаивайте, не пытайтесь всеми силами доказать, как много он потеряет, если тотчас же не подключится к вам. Так вы только усилите его сопротивление. Выждите какое-то время, может быть несколько дней.
Выберите момент, когда ребенок спокоен, сыт и вы сами никуда не спешите и не нервничаете. Начните сами, пусть малыш какое-то время понаблюдает за вами: скорее всего, смешивание цветов, появление, как по волшебству, целого мира на столе не оставит его равнодушным. Но не спешите, двигайтесь в его ритме. Иногда, чтобы заинтересовать ребенка новой деятельностью, нужно несколько сеансов. А бывает, что и совсем не получается. Что ж, ничего страшного! Попробуйте что-нибудь другое, вариантов развивающих уроков для дошкольников множество.
Обсудите проблему с няней и другими членами семьи. Часто папы и бабушки менее, чем мамы, терпимы к творческой активности малыша. Может быть, кто-то отругал ребенка за испачканные руки или провел впечатлившую ребенка беседу о микробах. Люди старшего поколения, вырастившие детей без антибактериальных салфеток и автоматических стиральных машин, иногда внушают малышу слишком строгие правила гигиены и с большой гордостью говорят об аккуратности и даже «брезгливости» воспитанника. Поведение ребенка может объясняться реакцией на стресс.
Иногда дети становятся чистюлями из страха рассердить взрослых. Не ругайте их за испачканную одежду: у вас же есть в доме горячая вода и стиральный порошок?
Поступление в детский сад, смена няни, появление в доме нового ребенка, переезд – некоторые события могут ослабить внутреннее чувство защищенности вашего малыша. В такой ситуации приступы тревоги, плач, протест по самому незначительному поводу, регрессивное поведение (например, когда ребенок вдруг отказывается сам мыть руки, спать в своей кроватке, начинает сосать палец или край одежды) объясняются бессознательным стремлением малыша усилить контроль над привычным окружением. Смысл тут в том, чтобы психологически вернуться в безопасную ситуацию прошлого, обрести спокойную нишу. Помогите ему, окружите повышенным вниманием.
Почаще обнимайте, побольше разговаривайте о его переживаниях, не ругайте за плаксивость, не стыдите. Ничего страшного не будет, если вы подыграете ему: можно покатать его на коляске, разрешить иногда оставаться на ночь в вашей кровати. Очень поможет, кстати, совместное рисование: начните с привычной техники (мелки, карандаши), постепенно вводите новые материалы. Приготовьте соленое тесто, когда ребенок его освоит, добавьте в него пищевые красители, потом переходите к аппликации и так далее… – и все войдет в свою колею.
Старайтесь отнестись к этой особенности малыша с юмором. Это не значит, что вы должны иронизировать по этому поводу, особенно вредно подшучивать над ребенком при посторонних. Просто постарайтесь добавить веселья и игры в ситуации, связанные с опасностью быть выпачканным. Готовите вместе с дочкой крем для торта? Капните его чуть-чуть себе на нос и посмейтесь вместе. А если она опрокинет суп на платье, скажите, что стиральная машина тоже с удовольствием попробует эту вкуснятину. Всегда можно придумать смешную историю, которая отвлечет малыша и быстро осушит слезы.
Если испачканные руки продолжают беспокоить ребенка и отвлекают от художественного самовыражения, попробуйте в следующий раз надеть на него специальный фартучек из непромокаемой ткани (существуют даже модели с длинными рукавами). Если он боится испачкать стол, занимайтесь на полу, а еще лучше – устройте выезд на пленэр! Держите под рукой влажные салфетки и будьте готовы в любой момент устроить паузу.
И, наконец, еще раз подумайте о том, не слишком ли строго вы следите за чистотой в доме? Бывает, ребенок часто получает выговоры за учиненный им беспорядок, хоть и в довольно мягкой форме, а мама автоматически грозит пальцем в ответ на каждую его попытку потрогать во дворе камешек или подойти близко к луже… Доказано, что дети, выросшие в условиях, близких к стерильным, особенно часто страдают от кишечных инфекций и аллергии. Кроме того, страх перед микробами может разрастись в целый букет страхов и тревог по поводу здоровья. Основные правила гигиены ребенок обязательно усвоит, следуя вашему примеру. И непременно будет счастлив, подражая вашему стремлению к творческой активности!