Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Гаджеты и дети: цифровая гигиена для подрастающего поколения

Дети и гаджеты в эпоху цифрового развития

Гаджеты и дети: цифровая гигиена для подрастающего поколения
Источник:
Getty Images

Гаджеты и дети: как создать безопасное взаимодействие с цифровой средой

Один из главных вызовов для современных родителей — это вопрос взаимодействия детей и технологий. Использование гаджетов в условиях безграничного доступа к информации и гиперпотребления становится самой острой проблемой, которую невозможно решить, опираясь на прежние культурные и социальные ценности. Почему современные дети не представляют жизни без гаджетов, как использовать технологии в воспитании и привить основы цифровой безопасности, рассказывает директор и сооснователь конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР) Ольга Пивень.

Ольга Пивень
IT

директор и сооснователь конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР)

Найти баланс или придумать его заново

Как только технологии стали проникать в повседневную жизнь, вопросы влияния гаджетов на детей приобретали все большую актуальность. Каждый современный родитель задает себе одни и те же вопросы – как найти баланс между безопасностью и пользой от гаджетов, как помочь ребенку правильно ориентироваться в мире неограниченного потребления? Дети младше 10 лет практически с рождения находятся в окружении различных устройств. Для них смартфоны и планшеты – ручка с тетрадкой, сказка на ночь, как когда-то для нас.

Опыт женщины, увлеченной своим делом и воспитывающей детей, помог мне прийти к формуле: вовлеченное родительство не равно тотальной опеке. Еще один важный вывод – не существует никакого work-life balance. Современный мир устроен так, что разделить понятия work и life невозможно. Баланс – это совокупность работы, увлечений, семьи, где воспитание детей занимает большую часть.

Вечный конфликт поколений

Гаджеты и дети: цифровая гигиена для подрастающего поколения
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Одно из недавних исследований ВЦИОМ показало, как разные поколения используют свои смартфоны. Зуммеры (родившиеся после 2001 г.) чаще тратят время на соцсети – 53%, 45% – на просмотры видео, фильмов и сериалов, 24% – чтение новостей. 55% решают учебные и рабочие задачи в смартфоне. А что с теми, кто родились после 2010-го года? Существует теория о поколениях digital immigrants (цифровые иммигранты) и digital natives (цифровые аборигены). Первые – это родители (как правило, старшие и младшие миллениалы), вторые – аборигены, дети, рожденные в эпоху технологий.

Кто эти digital natives? Это обычные дети, которые с момента рождения видят родителей со смартфоном в руках и легко перенимают этот навык. Но у них нет жизненного опыта, они восприимчивы, открыты и часто беззащитны. Поэтому важно сформировать осознанный подход к потреблению продуктов цифровой среды. В этом помогут простые инструменты: временные рамки, ограничивающие негативное воздействие на ребенка, личный пример использования гаджетов для обучения и саморазвития, повышение уровня цифровой грамотности родителей, дозирование собственного времени, проведенного в сети. Важно помнить о возрастных ограничениях контента для детей и подростков. Это поможет оградить от нежелательной и вредной для психологического здоровья информации. Для этого существуют современные KidTech-продукты – подписки на образовательные сервисы, приложения для подготовки к школе.

Теория digital immigrants спорная, но мы воспитываем поколение, которое не представляет жизни без технологий, сенсорных экранов и голосовых помощников. Поэтому каждый раз, когда родители ставят в укор цифровую зависимость, стоит задуматься, что поколение иммигрантов предложило своим детям взамен.

Увлечение гаджетами и финансовая грамотность

Гаджеты и дети: цифровая гигиена для подрастающего поколения
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Исследование НИУ ВШЭ посвящено тому, насколько дети включены в процесс цифровизации и как родители контролируют их. Цифры показывают, что к 12-14 годам смартфоны есть у 90% детей, у 21% есть собственный планшет и у 20% – ноутбук. При этом 44% родителей не предпринимают никаких мер, чтобы ограничить ребенка в пользовании интернетом. Возникает вопрос о вреде и пользе гаджетов. Сторонники утверждают, что диджитализация образования расширяет доступ к более качественному контенту, а киберсоциализация ребенка ведет к развитию мультизадачности и soft skills. Критики уверены, что использование гаджетов наносит ущерб двигательной активности, приводит к десоциализации и развитию когнитивных нарушений.

Принцип разумного использования гаджетов и сбалансированное потребление контента помогут сохранить здоровье и обеспечить безопасность ребенка в цифровой среде. Детям дошкольного возраста важно развивать мелкую моторику и координацию действий руками. Поэтому время, проведенное за планшетом, можно ограничивать и менять на двигательную активность. Важно предлагать ребенку альтернативу – прогулки, активные виды спорта, книги.

Другие вызовы для современных родителей – научить детей ориентироваться в пространстве гиперпотребления, сформировать основы цифровой гигиены и грамотности. Тема взаимодействия детей с гаджетами – одна из самых актуальных. В частности, ей будет посвящен ряд сессий в рамках конференции ЦИПР («Цифровая индустрия промышленной России»).

Цифровая революция отменила стереотипы прошлого в том, как дети относятся к деньгам. В 21 веке уместно ставить вопрос: находятся ли технологии под контролем или уже контролируют нас, тем более наших детей.

Родителям необходимо на собственном примере показать принцип разумного потребления. В этом помогут современные инструменты контроля покупок в интернете и правила, которые нужно сформулировать для детей:

  • отслеживать, какие приложения и к каким инструментам гаджета получают доступ;

  • с осторожностью открывать электронные письма с неизвестных адресов;

  • аккуратно относиться к использованию публичных сетей Wi-Fi при обращении к своему мобильному банку;

  • не скачивать «поломанное» или нелицензионное программное обеспечение с неизвестных сайтов;

  • не принимать запросы на дружбу от незнакомых людей в соцсетях.

Развить навыки финансовой грамотности можно с помощью метода 4-х конвертов, в которых средства распределены по целям: траты, накопления, инвестиции, благотворительность. Ребенок учится копить деньги, инвестировать, разумно тратить и отдавать. Участие в благотворительности также помогает вырабатывать принципы осознанного финансового мышления. Готовность семьи использовать возможности цифровизации помогает родителям трансформировать внутреннего контрол фрика и повышать уровень цифровой осведомленности. Это необходимые условия для общения на одном языке с новым поколением.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения