Социум будущего – это общество бывших гиперактивных детей. По подсчетам ученых, сегодня примерно 10-12 процентов детишек - с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. А в некоторых странах этот показатель уже превысил порог в 30-35 процентов!
Поколение Z
Когда говорят о личностных особенностях поколения Z (это дети, рожденные после 2000 года), то среди основных характеристик, на которые указывают исследователи, – наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В чем сложность этого синдрома? Опыт наблюдения за гиперактивными детьми показал, что при своей неугомонности, «непослушности», чрезмерной подвижности, они часто сообразительнее своих сверстников. Они быстрее решают головоломки, успешней справляются с «легоконструктором», результативней в спортивных играх и соревнованиях, а их мгновенная реакция удивляет.
Особые приметы
Конечно, от трехлетки требовать послушания и соблюдения элементарных норм этикета требовать неразумно. В этом возрасте его спонтанность и непоследовательность вполне естественны. Но если ребенок нарушает границы дозволенного в возрасте четырех-пяти лет, родителям следует в течение некоторого времени внимательней понаблюдать за ребенком и затем, возможно, обратиться к специалисту. Почему?
К пяти годам уже исчезает спонтанная детскость. Ребенок уже хорошо понимает правила. В своем поведении он ограничен рамками - «нельзя, неприлично, некрасиво и «так себя не ведут». В этом возрасте дети уже умеют вести себя «правильно». И постарайтесь не путать спонтанность гиперактивого ребенка с банальной избалованностью.
Когда надо насторожиться
- Стоит озадачиться, если вместе с «непослушностью» у ребенка проявляется неловкость в движениях; если он частоушибается и срезает углы в подвижных играх; если он неуклюж и все время роняет предметы; если ему тяжело даются действия, связанные с мелкой моторикой.
- Оцените, насколько часто ребенок вертит руками-ногами и ерзает на стуле; может ли посидеть спокойно в кафе или ресторане, куда вы пришли пообедать с друзьями; способен ли завершать начатые дела или постоянно их бросает, не доводя до конца.
- Не жалуются ли на него воспитатели, что он не может соблюдать очередность в играх; отбирает ли игрушки у другого ребенка или ударяет его, если чем-либо расстроен; не выкрикивает ли импульсивно ответы, не дослушав до конца вопрос.
- Обратите внимание на чисто физические проявления малыша: нарушен ли у него сон и аппетит; медленно ли он прибавляет в весе; нет ли запоздания в развитии фразовой речи; может ли он застегнуть пуговицы и зашнуровать ботинки; с трудом ли приучается к опрятности; насколько он адекватен излишне упрям и непослушен.
И даже если все ответы - да, не нужно пугаться. Пичкать ребенка успокоительными или чего хуже – устраивать в больницу, - рано. Надо помнить и понимать, что эта особенность – черта детишек нашего времени.
План действий
Что делать, если признаки гиперактива у ребенка обнаружены? Пусть ходит в детский сад, но не заставляйте его спать, потому что его «тихий» час обычно превращается в «громкий» для воспитателей. Пусть ваш ребенок проведет со сверстниками полдня, но зато продуктивно!
Со школой посложнее. Даже если интеллектуальный потенциал вашего ребёнка высокий, эмоционально он, скорее всего, к школе не готов. Поэтому не ускоряйте его взросление. И уже тем более, не отдавайте его в школу в шесть лет. Ваша мудрость как родителя заключается в том, чтобы понять, когда именно ваш ребенок будет готов к школе. Да, он уже знает алфавит, начал читать и даже пытается писать буквы… Но специфика его психики такова, что даже при высоком интеллектуальном потенциале она не позволит ребенку быть адекватным школьным требованиям: сидеть смирно целых 40 минут бывает тяжело даже абсолютно обычным детям.
Родителям очень важно заранее выстроить отношения с будущим учителем первоклашки, предупредить об особенностях вашего ребенка и рассказать о том, что характерно для его поведения. Для грамотного учителя ваш комментарий будет полезным инструментом для выстраивания гармоничных отношений. Кроме того, современный педагог уже знает, что таких детей, как ваш, в каждом классе может быть гораздо больше, чем один-два.
Особый подход
Ребенка с признаками дефицита внимания очень важно не перегружать предметами и не заставлять по многу часов сидеть над «домашкой». Условия обучения должны быть такими, чтобы максимально облегчить давление на психику ребенка.
Не нужно «как все родители» стремиться усаживать его на стульчик, чтобы он послушал сказку. Позволяйте ему это делать, повиснув вниз головой на шведской стенке — если ему так удобней.
Абсолютно неэффективно ставить ребенка в угол, но приучать его к «нельзя» следует ежедневно и последовательно.
Не сдерживать веселость, но четко очерчивайте вашему малышу границы дозволенности в поведении.
Разумно распределяйте время ребенка, чтобы наполнить его жизнь разнообразными событиями. Путь он много гуляет, занимается гимнастикой, ходит на плавание, рукодельничает с бабушками, ест «правильную» еду и хорошо высыпается.
А вы с заслуживающим уважения родительским смирением, готовьтесь вместе с вашим необычным малышом к новому возрастному этапу. Ведь совсем скоро он превратится в подростка.
Больше полезных материалов о развитии ребенка читайте на нашем канале на