21 января стало известно, что частный самолет Falcon 10 потерпел крушение в горах Афганистана. Самолет летел из Таиланда в Москву. На борту находилось шесть человек: два члена экипажа, два медицинских работника и супружеская пара предпринимателей из Волгодонска. Они отдыхали в Таиланде, когда женщина заболела. Ей понадобилась помощь врачей в Москве. В полете у самолета отказали оба двигателя и он рухнул в горах. Позже стало известно, что выжили четыре человека. Более того, один из них даже дошел до местного села и знаками попросил о помощи. В горах афганской провинции Бадахшан, где случилась трагедия, в тот день выпал глубокий снег, возможно, именно это и сохранило жизнь пассажирам. Как показала практика, снег, деревья и даже вода в редких случаях могут смягчить удар. Появилось и первое фото выживших: это пилоты Дмитрий Беляков и Аркадий Грачев, а также медик Павел Попов. Судьба еще двух пассажиров пока неизвестна.
Мы собрали другие случаи чудесного спасения в авиакатастрофах.
Молния, авиакатастрофа и перуанский лес
Эту историю иначе, чем рождественским чудом, не назовешь. Рождество, 24 декабря 1917 года авиалайнер Lockheed L-188A Electra в Перу попал под удар молнии и рухнул в джунглях. На борту были 92 человека.
17-летняя девушка Сеселия Сичен очнулась в кресле, застрявшем в кроне деревьев. Последнее, что она помнила, — разваливавшийся на части лайнер и стремительное падение во вращающемся кресельном ряду. Раненая, она смогла выбраться и побрела по джунглям. К счастью, девушка знала основы выживания в этой местности. Ее родители были исследователями и обучили правилам поведения в экстремальной ситуации. Выжившая нашла еще несколько кресел с телами пассажиров, поэтому решила искать помощь самостоятельно, не надеясь на спасателей. И не зря. Диспетчеры попросту не знали, в какой район направлять поисковиков: следы трагедии скрыл густой лес, а вспыхнувший пожар погасил ливень.
Девять дней, превозмогая боль, лихорадку и копошащихся в ранах насекомых, она скиталась в поисках помощи. А когда набрела на хижину, смогла найти помощь — местные лесорубы доставили ее в больницу. Только после этого началась поисковая операция, в ходе которой стало ясно — при падении выжило еще 17 человек, но все они погибли, не дождавшись помощи. По мотивам этой авиакатастрофы был снят фильм «Чудеса случаются».
Три дня в тайге
Опыт 17-летней выжившей в авиакатастрофе в Перу помог Ларисе Савицкой. Она в буквальном смысле повторила судьбу героини фильма «Чудеса еще случаются». Только местом действия стала российская тайга.
24 августа 1981 года в СССР на высоте пять километров столкнулись два самолета: пассажирский Ан-24РВ и бомбардировщик Ту-16К. Самолет с 27 пассажирами на борту и пятью членами экипажа выполнял рейс из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск.
Рейс, назначенный на ранее утро, несколько раз откладывали из-за погодных условий. Измученные ожиданием пассажиры спали в полете и не все были пристегнуты, поэтому при столкновении многих выбросило из кресел. После столкновения самолет развалился на несколько частей, большинство мгновенно погибло от ран.
Лариса Савицкая вместе с супругом возвращалась из свадебного путешествия. Накануне полета она посмотрела киноленту «Чудеса еще случаются» и отметила для себя, как важно сохранять спокойствие в критической ситуации. Во время катастрофы Лариса действовала, как героиня фильма, – сгруппировалась и вжалась в кресло.
Травмы позвоночника, раны и переломы ребер, мертвые тела, лес, обломки лайнера и дикие животные вокруг… Женщина выдержала три дня в таких условиях. Пыталась привлечь внимание спасателей, которые кружили на вертолетах. Искала воду, старалась защититься от комаров и не покидала погибшего мужа. Силы оставили Ларису, только когда она поняла, что помощь уже пришла. Ее на вертолете эвакуировали в ближайшую больницу.
За авиакатастрофу Савицкая получила компенсацию по нормативу для тех лет — 75 рублей. Она дважды попала в российское издание Книги рекордов Гиннесса — как выжившая после падения с максимальной высоты и как человек, получивший минимальную компенсацию за увечья. В 2021 году вышел фильм об этой авиакатастрофе «Одна».
520 погибших и четверо выживших
Катастрофа рейса 123 Boeing 747 под Токио признана одной из самых масштабных в истории авиаперевозок. Лайнер совершал внутренний рейс. 509 пассажиров и 15 членов экипажа 12 августа 1985 года отправились по маршруту Токио — Осака.
Через 12 минут после взлета в хвостовой части самолета разрушилась переборка, что привело к нарушению герметичности и сбою в работе систем. Лайнер потерял управление. Пилоты предприняли героические усилия, чтобы хоть как то снизить скорость и предотвратить катастрофу. Но на 32 минуте лайнер врезался в гору Такамагахара. Обломки лайнера разлетелись на расстоянии пяти километров. На месте крушения вспыхнул пожар. И все же четверым удалось уцелеть.
Спасатели прибыли на место крушения не сразу. Первый вертолет, оценив ситуацию и не сумев приземлиться на отвесный склон, вернулся на базу. Только через 14 часов поле катастрофы прибыли спасательные отряды. Они и обнаружили 26-летнюю стюардессу, 34-летнюю пассажирку с 8-летней дочерью и 12-летнюю девочку, которая застряла на вершине дерева. Все выжившие находились в хвосте самолета на момент крушения.
Во время расследования стало известно, что большая часть пассажиров погибла из-за переохлаждения и травм спустя несколько часов после авиакатастрофы. Снег и деревья смягчили удар, но отсутствие своевременной помощи и холод сделали свое страшное дело.
Дважды выжила, но сломала руку
Трагедия 10 января 1995 года поразила невероятным цинизмом. Авиалайнер McDonnell Douglas DC-9-14 выполнял рейс по маршруту Богота — Картахена. Во время снижения в 56 километрах от аэропорта самолет рухнул на землю. Причиной стал сбой в работе бортовых систем.
Неполадки возникли еще в аэропорту, поэтому самолет задержали на шесть часов. 46 пассажиров и пять членов экипажа были на борту, когда авиалайнер пропал с радаров во время снижения. Пилоты других рейсов сообщили диспетчерам, что видели резкое снижение самолета и взрыв. Спецслужбы предполагали, что произошел теракт и все погибли.
Лайнер врезался в болото и загорелся. Но ни огонь, ни стоны раненых не остановили мародеров, которые оказались на месте происшествия раньше спасателей. О событиях после крушения стало известно благодаря единственной выжившей — 9-летней девочке, которая находилась на борту вместе с родителями и младшим братом. Мать выжившей во время падения самолета смогла в последний момент вытолкнуть малышку, и девочка упала на водоросли, отделавшись лишь переломом руки. Девочка звала на помощь, но неизвестные сорвали с нее золотое ожерелье, подаренное отцом, и бросили умирать. Спас малютку местный фермер спустя несколько часов.
Рассказ ребенка подтвердили правоохранители, расследовавшие происшествие. Девочка через СМИ просила вернуть ожерелье как память о близких, но похитители не откликнулись.
Девять часов в океане
Ночью 30 июня 2009 года при заходе на посадку авиалайнер Аirbus А310 рухнул в Индийский океан в районе Коморских островов. На борту было 153 человека, уцелеть смогла лишь 13-летняя девочка Бахиа Бакари.
Вместе с матерью она направлялась в гости к бабушке с дедушкой. Их места находились в хвостовой части салона. Девочка считает, что выпала из иллюминатора. Выжить помогла сила характера и счастливый случай: она провела в океане, цепляясь за обломки лайнера, более девяти часов, пока ее не заметил местный рыбак. Позже девушка написала автобиографию «Выжившая».
40 дней в джунглях после крушения
Небольшой самолет Cessna 206, вылетевший из крохотной деревушки на юге Колумбии, пропал с радаров 1 мая 2023 года. На борту были члены экипажа и мать с четырьмя детьми. Обнаружить обломки самолета спасатели сумели только через две недели. Но нашли там только тело пилота.
После прочесывания территории удалось обнаружить тело второго пилота и женщины-пассажира. Оказалось, мать четверых детей была жива после крушения еще четыре дня. Детей на месте катастрофы не было – стало ясно, что они пошли искать помощь самостоятельно. Это была самая масштабная операция в Колумбии, которая объединила даже враждующие в стране группировки. Спасатели, волонтеры, местные племена прочесывали лес, с вертолетов, сбрасывали продуктовые наборы. 40 дней поисков, а вместо детей лишь их следы. В день, когда было принято решение завершить операцию, ребят нашли живыми.
13-летняя девочка и её братья в возрасте девяти, четырех лет и 11 месяцев пытались выйти к людям. Они проходили по несколько километров в день по джунглям, питались фруктами, строили шалаши из листьев, чтобы спастись от дождя. Семья принадлежала к коренным племенам, поэтому дети знали основы выживания. Но главное, ребята не запаниковали и держались одной командой.
Пять правил выживания в авиакатастрофе
Каждое крушение самолета – это еще один урок, который предстоит усвоить всем представителям авиаотрасли. Так появились и бортовые самописцы, различные виды спасательного оборудования, инструктажи перед полетом. Но четкой инструкции, как остаться в живых, до сих пор не существует, предупреждают эксперты. Можно лишь придерживаться основных правил и тем самым повысить шансы на выживание.
№ 1. Внимательно слушать инструкции
Перед полетом пассажирам предлагают прослушать инструктаж. Это не просто формальность. Доказано, что полученные во время инструктажа знания помогают сконцентрироваться в чрезвычайной ситуации и действовать правильно. Кроме того, для пассажиров существуют и печатные инструкции, которые стоит изучить. Они помогут понять, какое спасательное оборудование есть на борту, где оно находится, где располагается эвакуационный выход и как действовать в случае пожара.
№ 2. Соблюдать правила
Не курить в туалете, не загромождать проход, убирать ручную кладь – эти и другие правила приняты не просто так. Каждое из них появилось после трагедии. Многие считают, что в полете можно вести себя, как дома, но именно нарушение правил общей безопасности и приводит к катастрофе. Так, например, из-за пожара в туалете в США в 1983 году погибло 44 пассажира, несмотря на то что самолет успешно приземлился. А в 2019 году в Шереметьево из-за того, что некоторые пассажиры во время эвакуации доставали ручную кладь и загромождали проходы, выбраться из горящего самолета смогли не все. Итог спасения багажа – 41 погибший.
№ 3. Надеть маску за 15 секунд
Содержание кислорода в кабине поддерживается искусственным путем. При разгерметизации салона важно надеть маску в первые мгновения, иначе можно потерять сознание, особенно при быстрой декомпрессии на больших высотах. При этом сначала необходимо надеть маску на себя, а лишь потом на ребенка.
№ 4. Не забыть ремни безопасности
Большинство катастроф, по статистике, происходят во время набора высоты или захода на посадку. В это время правила предписывают оставаться на местах и быть пристегнутыми ремнями. Требование пристегнуться может прозвучать и во время полета – это сигнал об опасности, который нельзя игнорировать. Непристегнутых пассажиров может просто раскидать по салону из-за турбулентности, что грозит переломами. Эксперты рекомендуют оставаться в ремнях во время всего полета, чтобы происшествие не застало врасплох.
№ 5. Не паниковать
Несмотря на расхожие убеждения, место в самолете не играет роли. Иногда лайнер разрушается в воздухе, и предсказать, какая часть оторвется или загорится в первую очередь, невозможно. Но точно известно, что внутренний настрой играет самую большую роль во время чрезвычайной ситуации. Даже находясь напротив аварийного выхода, можно погибнуть, совершив опрометчивые действия из-за паники.
Сохранить спокойствие и принимать решения согласно инструкции – вот что важно во время любой нештатной ситуации. При падении советуют сгруппироваться, при задымлении – ползти по стрелочкам в направлении аварийных выходов, при разгерметизации – надеть маску.
Главное, не терять присутствия духа, оставаться человеком, помогать другим и беречь собственные силы, ведь, как показывают истории счастливчиков, мало выжить в авиакатастрофе, надо еще и дождаться помощи.