У детей дошкольного возраста есть особенность, к которой родителям надо очень бережно относиться. Это любознательность. Она проявляется в вопросах. Особую активность «почемучки» проявляют к 4–5 годам, поскольку уже хорошо говорят и многое замечают вокруг.
Прогулка – это ежедневная часть жизни мамы и малыша. Чтобы она принесла пользу не только для физического, но и для умственного развития крохи, подготовимся к возможным «зимним» вопросам заранее.
1. Откуда берется снег?
Место рождения снега находится высоко в облаках. Когда наступают холода, то крошечные водные капельки, из которых состоит облако, прилепляются к частичкам пыли и замерзают. Так получаются кристаллы льда – снежинки. Они очень мелкие, но уже тяжелы для облака, поэтому выпадают из него и начинают падать. По пути на землю снежинки обрастают новыми кристаллами и становятся больше.
2. Почему снег белый?
Кристаллики снежинок не гладкие, а имеют грани. Отражение света от этих граней делает снег белым. Лед остается бесцветным, потому что пропускает сквозь себя солнечные лучи.
Ученым не удается найти даже пару одинаковых снежинок. Каждая из них обладает уникальной формой. Кстати, в одном кубическом метре снега находится примерно 350 миллионов снежинок.
3. Какой бывает снег?
Снег бывает «мокрый», «липкий» – это когда после морозов наступает потепление и температура воздуха 0 градусов, -1 или даже +1, +3-4 градусов. Если идет снег, то он липнет ко всему тому, на что ложится, и в такую погоду хорошо лепятся снежки и снеговики, строятся снежные крепости. Еще бывает снег «сухой», «легкий», «пушистый» – это когда воздух морозный, а снег слетает медленно, как пух. Такой снежок легко раздувается ветром, и образуются сугробы. Поздней осенью можно попасть под снег, который состоит не из снежинок, а из снежных шариков. Такое явление называется «снежная крупа». Эти крупинки неприятны для лица, они царапаются.
4. Почему снег скрипит под ногами?
Кристаллики льда, из которых состоят снежинки, ломаются при сдавливании. Мы не услышим, как ломается одна снежинка, но тысячи мелких снежинок издают звук, который наше ухо улавливает. Чем холоднее на улице, тем более твердыми и хрупкими становятся снежинки, и тем сильнее хруст под ногами.
5. Почему снежинки такие красивые?
На этот вопрос трудно ответить однозначно, потому что красота не поддается определению. Снежинки – это симметричные кристаллы. Симметрия – равномерное расположение частей в предмете, и оно воспринимается нами как норма и красота. Кристаллы снежинки всегда имеют шесть лучей и делают ее похожей на шестиконечную звезду. Это и правда красиво. Чтобы снежинка как следует выросла, нужен сильный мороз – не менее -20 градусов. И желательно, влага с водохранилищ и рек. Она нужна кристаллам как строительный материал.
Почему так важно не отмахиваться от вопросов ребенка?
- Вопросы малыш задает только тем, кого уважает и любит, кого не боится. Поэтому, пренебрегая ответами на вопросы, родитель рискует потерять доверие ребенка и пошатнуть свой авторитет.
- К любому вопросу нужно относиться с вниманием, поскольку увлечение ребенка темой может начаться с пустяка. Если поддержать его интерес, малыш станет задавать новые вопросы, а ответы помогут ему сформировать более точное представление о картине мира. Пояснения должны быть краткими, доступными, научными.
- Если не получается ответить сразу, ничего страшного. Можно найти ответ в книге или интернете вместе с ребенком. Так мы убьем сразу двух зайцев: покажем малышу, что он важен для нас, и подадим ему пример, как искать информацию.
6. Почему лед скользкий?
Так и напрашивается ответ – потому что он гладкий и твердый, как натертый пол. Но это не совсем так. На самом деле лед скользкий потому, что он нагревается под подошвами ботинок или под коньками, из-за их тяжести и трения, и превращается в воду. Образовавшаяся водяная пленка (невидимая для нас!) и дает эффект скольжения.
7. Почему сосульки «растут» вниз?
Для образования сосулек должно быть достаточно тепло, чтобы была текущая и капающая вниз вода, и потом чтобы похолодало – тогда стекающая вода превращается в лед. Так обычно происходит, когда на улице погода чуть ниже нуля. Сначала замерзает одна капелька, потом по ней побежит другая, повиснет на кончике, остынет и тоже замерзнет, потом третья. Так сосулька и растет вниз.
Какая у снега работа?
Этот вопрос дети вряд ли зададут сами. Поэтому маме нужно просто спросить малыша, и самой же ответить. У снега действительно есть работа – согревать землю. Снежный покров состоит из кристалликов льда и воздуха, расположенного между ними. А воздух очень плохо проводит тепло. Благодаря этому свойству снег не дает земле охлаждаться. Сначала он согревает и защищает почву, а потом, когда наступает оттепель, снабжает ее водой. И весной природа начинает оживать.
А если снега не будет, что тогда? Морозная бесснежная зима – настоящая беда. Без «снежного одеяла» земля сильно промерзает и почти все растения гибнут. Сугробы спасают их.
Почему нельзя есть снег?
Только что выпавший снег очень красив. Его белизна поражает. Неудивительно, что малышей часто тянет попробовать снег на вкус, облизнуть прозрачную сосульку, так похожую на леденец. Однако снег лишь кажется идеально чистым и белым. Предложите малышу узнать, какой снег на самом деле. Чтобы это выяснить, нам понадобится банка объемом 0,5 л и свежевыпавший снег.
Берем банку, набираем в нее самого чистого и белого снега до краев и закрываем ее крышкой. Приносим в помещение. При комнатной температуре снег начинает таять, постепенно уменьшаясь в объеме и превращаясь в воду.
Что мы видим в итоге? Из 0,5 л снега получилось всего 0,1 л (или 100 мл) воды. А теперь присмотримся к ней – в воде плавает песок, пыль и грязь… Хочется ли после этого пробовать белый снег на вкус? Вряд ли. Вода стала грязной потому, что снежинки еще в полете впитывали в себя дым, газ и копоть, которые выбрасывали в воздух заводы и фабрики. Но в свежевыпавшем снеге грязи не видно, потому что он полностью отражает солнечные лучи и кажется нам белым и чистым. Но на самом деле все не так, как кажется.
Желаем вам веселых прогулок в прекрасную снежную погоду!