«Бабуля, ты не умеешь программировать?!»
Мы кажемся себе такими продвинутыми: ежедневно работаем на компьютере и общаемся в Сети, рассуждаем о будущем Google Glass, выбираем между марками телефонов, планшетов и «читалок», онлайн покупаем авиабилеты, пользуемся CRM, CMS, «облаками», агрегаторами и краудфандингами. Но через пару десятков лет для наших детей и внуков будет дикостью то, что мама и бабушка не умеют хотя бы просто программировать. Кстати, это не шутка: учиться Ruby on Rails – серьезный тренд для девушек в наши дни. Известно, что дети обожают технологии и понимают их лучше родителей.
Мир изменился намного сильнее, чем мы думаем. Недавно сооснователь TechCrunch Кейт Теаре, предприниматель в области технологий, обозначил сенсационный глобальный тренд: веб в классической форме умирает, об этом свидетельствуют падающие продажи персональных компьютеров. Настоящее и ближайшее будущее − за мобильными девайсами. На инфраструктуру мобильного рынка уже работает колоссальное количество стартапов: создают игры, развлекательные и рабочие приложения, платформы для журналов и т. п.
Популярнейшую игру Cut the Rope придумали российские разработчики, 29-летние братья Ефим и Семен Войновы. Милый «монстр» Ам Ням уверенно конкурирует со злыми птичками и зелеными хрюшками. Компания Войновых Zeptolab получила не одно щедрое предложение о продаже, ведь ее доходы эксперты оценивают в десятки миллионов долларов, а продукты бренда скачали 350 млн раз по всему миру. Тем не менее Zeptolab решила не продаваться, а становиться крупным игроком мирового рынка. И все это началось с того, что братья оказались способны самостоятельно воплотить идею в жизнь: Ефим программировал, а Семен разрабатывал дизайн. Идеальный рецепт успеха в эру технологий – способность создать готовый продукт, не завися ни от кого.
Обучение детей языку программирования и технологической грамотности – не футуристическая фантазия. Уже сегодня это объективно продиктовано реальностью рынка труда.
Основное или сопутствующее, техническое образование дает ребенку колоссальные преимущества. «Не всем же быть инженерами и программистами», − скажут многие. Но выбор между «физиками» и «лириками» уже не стоит. Настоящее и будущее за «физиками-лириками». Функции большинства профессий меняются, а в будущем изменятся до неузнаваемости: это касается и художников, и учителей, и врачей. Программирование многие источники называют второй грамотностью и определяют как область искусства и науки. К слову, музыка в Средние века считалась областью математики. Обучение детей языкам программирования и технологической грамотности – не футуристическая фантазия, а реальность рынка труда. Знание html или систем управления сайтом − такие требования уже присутствуют в описаниях многих «гуманитарных» вакансий. И обучение детей программированию может происходить с самого наивного возраста через компьютерные игры. Это обычное дело в США, и понятно, почему Марк Цукерберг достиг таких результатов задолго до своего 30-летия. В школьные годы он увлекся программированием, разработал сетевую игру и даже получил предложение о работе от AOL и Microsoft. Марк отказался, чтобы поступить в Гарвард, а через пару лет – создать глобальную социальную сеть Facebook (запрещенная в России экстремистская организация).
Обучение детей программированию через игры – очень перспективный подход. Игры мотивируют и снимают рутинность, помогают осознать логику действий и в дальнейшем перейти на профессиональное программирование. Обучающую стратегическую игру Colobot компания Epsitec разработала еще в 2001 году для детей от 10 лет и старше. Роботы готовят планеты для человеческой колонизации – увлекательнее сюжета для учебы и не придумаешь. В процессе игры ребенок может задавать роботам алгоритмы, пользуясь справками и шпаргалками. Язык программирования в игре похож на «взрослые» C++ или Java. На основе Colobot создали школьную серию игр Ceebot (CeeBot-Teen и CeeBot3 – для детей 10−15 лет; CeeBot-A и CeeBot4 – для подростков 15−19 лет) с тренировочными миссиями (www.ceebot.org). Существует также версия CeeBot-Hemisson, позволяющая программировать настоящего робота Hemisson, разработанного компанией K-Team (www.k-team.com). А это уже не только программирование, но и изучение робототехники.
Кстати, сегодня поисковик выдает массу ссылок на русифицированные версии Colobot и Ceebot, видео и мануалы.
Известно, что многие IT-компании ищут талантливых программистов среди людей с синдромом аутизма. Недавно крупный производитель программного обеспечения SAP (Германия) объявил о намерении нанять 650 нейроотличных профессионалов. Многим детям-аутистам технологический прогресс уже в наши дни дарит отличные жизненные перспективы: работу, карьеру, достаток, положение в обществе и самореализацию. Если бы не программирование, в котором аутисты зачастую талантливее «нейрообычных» людей и чувствуют себя комфортно, какими грустными могли стать судьбы этих людей!
Новые дети, технологии и профессии
3D-печать перестала быть фантастикой: по предварительным оценкам уже в 2016−2018 гг. среднестатистическая семья сможет приобрести домашний 3D-принтер за 60 000 рублей. Когда вместо одежды и предметов быта мы начнем покупать программы для домашней печати вещей, профессия 3D-программиста станет чрезвычайно востребованной. Сейчас такие специалисты − большая редкость.
Помимо проектировщика 3D-моделей появляется огромное число новых профессий: инженер транспортного планирования, роботостроитель, инженер климата, продюсер социальных игр, редактор интерактивных iPad-книг, технологический евангелист, супервайзер визуальных эффектов, саунд-дизайнер, фандрайзер, инженер солнечных электростанций, моушн-дизайнер, эколог-проектировщик, биоинформатик и даже цифровой криминалист. Все эти профессии связаны с технологиями и перестанут быть редкими уже в близком будущем. И все они основываются на программировании, умении создавать технологии и программы − и пользоваться ими.
Согласно теории мирового экономического заговора нескончаемый кризис нужен корпорациям для того, чтобы экономить, «сбрасывая рабочий балласт»: предприятиям зачастую не нужно столько работников. Но рассуждать в духе «давайте дубинами разобьем компьютеры и пойдем мотыжить огороды» нельзя, да и не получится. Как сказал Альберт Эйнштейн, «разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние». Самым здоровым подходом для наших детей и внуков будет как можно раньше осваивать востребованные компетенции и новые профессиональные навыки, чтобы найти свое место в обществе, а в дальнейшем − устроить мировой порядок разумнее.
Дети-бизнесмены и подростки-ученые
В мире немало детей и подростков, которые, осознав это первыми, начали изучать технологии и стали успешными предпринимателями и учеными. Их родители уже не переживают за будущее своих чад. Краудфандинги позволили создавать бизнес и новые продукты даже школьникам, а IT-гиганты серьезно относятся к юным дарованиям.
Известная на весь мир fashion-блогер Тави Гевинсон начала вести блог о моде и стиле Style Rookie в 12 лет и в свои 17 является признанным fashion-экспертом.
Американка Эшли Коуллс в 14 лет заняла у мамы $8 на хостинг для своего сайта www.whateverlife.com, куда заливала тысячи сентиментальных девичьих картинок для блогов и аккаунтов в соцсетях. Картинки понравились тысячам девочек-подростков, а трафик сайта – рекламодателям. Прошло всего несколько лет, и Эшли − миллионер.
9-летняя Маккензи Уилсон привлекла на краудфандинге Kickstarter более $20 000 долларов на разработку собственной RPG-игры, хотя изначально хотела собрать всего $829 и доказать братьям, что может. Аккаунт на «Кикстартере» Маккензи помогла создать мама, но только из-за возрастных ограничений. Девочка решила сделать игру, подходящую для детей: без насилия и убийства персонажей, но с возможностью командной игры. Маккензи скоро поступает в детский лагерь компьютерной тематики RPG STEM Camp на базе университета Таусон. Ее цель – доказать, что не только мужчины способны создавать классные игры. Прекрасную игровую идею деятельная девочка придумала во время общения с мамой Сьюзан, которая занимается темой игрофикации образования.
14-летние британские школьники Шон Спунер и Луис Портер стали самыми молодыми издателями мира. Подросткам не нравилось, что в их городке Корби нет своего журнала – и они его сделали. Сами научились брать интервью, обрабатывать фото, верстать страницы и общаться с рекламодателями.
В 18 лет американка индийского происхождения Иша Харе стала победителем премии Intel Foundation Young Scientist Award и получила награду $50 000. В детстве она начала заниматься наукой и еще до окончания школы изобрела устройство, над которым бились тысячи взрослых специалистов. Ее изобретение позволяет за 20−30 секунд зарядить мобильные девайсы на несколько часов. Оказалось, что этот прибор позволит заряжать и электромобили. А тут уже может начаться великая история про возобновляемые источники энергии и конец нефтяных войн.
Знаете, сколько в мире премий для юных ученых? Вот лишь малая часть списка: Intel International Science and Engineering Fair, Young Scientist of the Year Award, Alltech Young Scientist Award, NRW Young Scientist Award, European Union Contest for Young Scientists, TWAS Young Scientist Award. Детей, увлеченных инженерией и наукой, чрезвычайно много. А сколько потенциала не раскрывается никогда! Ведь способности есть у каждого ребенка, и иногда их обнаруживает подаренный на день рождения робот, курс программирования, цифровой микроскоп или телескоп.