«Мой сын учится в пятом классе обычной средней школы. Перед окончанием четверти учитель распечатал всем листы успеваемости, чтобы успели исправить плохие оценки. Я с большим удивлением обнаружила, что у моего ребенка по разным предметам выставлены двойки. Но я контролирую его учебу, кроме того, что веду с сыном беседы, проверяю электронный журнал и обычный дневник. Этих двоек не было.
Оказалось, что неуды он «заслужил» за то, что забыл дома контурную карту по географии, самостоятельную работу написал на листике, но он у учителя затерялся в пачке тетрадей, и за то, что отвлекался во время ответа у доски. Но разве это педагогично? У современных детей и так слабая мотивация учиться, после таких двоек учиться вообще не хочет», — Лариса, мама 12-летнего школьника.
Со 2 по 11 класс оценки в школах должны ставить обязательно. Как это делать — оговорено в требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов. Имеет значение и то, какой подход к обучению и системе оценивания практикует школа. Каждая школа издает Положение о системе оценивания знаний, в котором подробно прописаны все критерии выставления текущих и контрольных отметок. С этим документом вправе ознакомиться все родители, никаких секретов в нем нет.
В российских школах принята четырехбалльная система:
«5» — отлично;
«4» — хорошо;
«3» — удовлетворительно;
«2» — неудовлетворительно.
Для того чтобы понять, как ученик понимает изучаемый материал, учитель проводит промежуточный контроль — опросы, устные или письменные, самостоятельные работы, словарный диктант и т.д. Текущие отметки учитель выставляет в журнал. Но дисциплину он оценивать не должен, это должно быть указано в школьном Положении о системе оценивания знаний.
Учителю запрещено выставлять текущую отметку за:
поведение школьника на уроке или на перемене;
то, что ребенок забыл (не принес, не купили и т.д.) принести на урок необходимые учебные материалы;
работу, которую школьник не сделал, потому что его не было на уроке;
нарушение инструкций по охране труда.
О том, как ребенок учится в школе, родители могут узнать из электронного или обычного дневника. Если какая-то отметка вызывает у родителей вопросы, они имеют полное право спросить у учителя, откуда такая отметка взялась. Учитель, в свою очередь, обязан на этот вопрос ответить.
Почему же по документам нельзя снижать балл за дисциплину, а на практике это происходит то и дело?
В вопросе выставления оценок у учителя много прав и возможностей. Возьмем, к примеру, ситуацию, когда учитель проверяет домашнее задание в тетради или на контурной карте. Если ребенок забыл карты или тетрадь, учитель не сможет удостовериться в том, была ли на самом деле выполнена работа. В таком случае учитель может либо снизить оценку за предоставление выполненной работы не в срок, либо вовсе поставить двойку, то есть неудовлетворительную оценку. Если на следующем занятии ученик предоставит выполненное задание, учитель вполне может поставить ему пять, но та двойка никуда не денется, она останется в журнале.
Говоря откровенно, двойка — крайне удобная оценка для учителя. Ее основную функцию можно назвать дисциплинарной, поскольку перспектива получить двойку по предмету может предостеречь от шалостей даже самых отъявленных сорванцов. Как показывает практика, такой «фактор двойки» за грубые нарушения действительно способствует улучшению дисциплины. Насколько это согласуется с позицией Министерства просвещения, сложно сказать, но можно говорить с уверенностью о том, что используется такой метод повсеместно.
Единственный способ повлиять на такую ситуацию для родителей — это написать жалобу на преподавателя директору. Если жалоб будет много, руководству школы придется разобраться в сложившейся ситуации. Однако сложно себе представить, чтобы директор из-за двойки за забытую учеником тетрадь встал на сторону родителей.