Определение «дети индиго» вошло в обиход с легкой руки ясновидящей Нэнси Энн Тэпп. Характеризуя ауру людей через цвет, она впервые обратила внимание на его соответствие человеческому темпераменту. Так, она утверждала, что у сангвиников аура красная, у меланхоликов – голубая, у флегматиков – белая, у холериков – желтая. Более того, по ее словам, с конца 70-х годов XX века стали рождаться дети с темно-синей аурой, цвета индиго. Тогда же она сделала предположение, что это совершенно иные дети, дети Нового времени. Идеи ясновидящей развил американский психолог Ли Кэрролл совместно со своей женой Джен Тоубер. Их книга под названием «Дети Индиго» вышла в 1999 году и сразу же стала бестселлером. В ней авторы утверждали, что такие дети действительно существуют, что они являются чрезвычайно одаренными, имеющими определенную программу на этой планете и что она известна каждому из них с рождения. Последние 7–8 лет эта тема получила большой резонанс и в нашей стране. Однако термин «дети индиго» не особенно прижился в России. И прежде всего потому, что научным образом доказать, есть ли свечение цвета индиго вокруг некоторых людей сегодня не представляется возможным. В то же время никто не отрицает, что появление новых детей – это реальность. В чем их новизна? «На фоне в целом изменившихся детей, ставших более подвижными, обладающими большим объемом оперативной памяти, появились особенные дети, проявляющие действительно новые качества: они рассказывают о прошлых жизнях, предвидят будущее, понимают язык животных. С самого раннего возраста они проявляют способность к философствованию и формулируют ответы на вопросы из разряда вечных: о смысле жизни, строении мироздания, своей роли на Земле», – говорит Елена Черноземова, организатор конференции, посвященной «детям индиго» в России, руководитель научного центра музеев Рериха, доктор филологических наук, профессор Московского государственного педагогического университета.
В процессе эволюции
«Если говорить о причине возникновения популяции индиго, то это закономерный процесс эволюции, связанный прежде всего с мутацией человеческого мозга», – утверждает Наталья Барложецкая, детский психолог, преподаватель психологии Университета Н. Нестеровой. Вся наша жизнь сильно изменилась за последние 10–15 лет. Частые вспышки на Солнце, загрязнение окружающей среды, глобальное потепление, жизнь в новом информационном пространстве… Изо дня в день мы получаем определенную долю электромагнитного излучения, исходящего от СВЧ-печей, сотовых телефонов, компьютеров, телевизоров и прочих предметов, которые нас окружают. «Даже в микропопуляции уссурийских тигров, которых сейчас насчитывается в мире всего 500 особей и где скрещивания осуществляются под постоянным наблюдением ученых, и то происходят мутации, периодически рождаются на свет котята-альбиносы, – продолжает Наталья. – Что уж говорить о людях. Нам никуда от этого не деться. И удивляться таким переменам тоже не стоит. Главное, чтобы они были положительными».
Не такие, как все
В целом дети нового сознания ничем не отличаются от других, они так же капризничают, любят играть, рисовать, плачут, смеются. Так что поведение не может быть в данном случае основным критерием их оценки. Главное, что их отличает от других, это наличие врожденных способностей к чему-либо. Многие из них обладают даром целительства и активно его используют, иногда даже не подозревая об этом. Они могут читать других людей как открытую книгу, быстро подмечать и незаметно нейтрализовывать любые, даже сильно завуалированные, попытки манипулировать собой. Есть целый ряд наблюдений за имеющими место физиологическими изменениями новорожденных в последние несколько лет. Некоторые малыши стали появляться с изначальной способностью фиксировать взгляд на предмете и следить за его перемещением, хотя в учебниках по возрастной физиологии такое качество считается приобретаемым. Еще замечено, что «новые дети» начинают говорить гораздо позже своих сверстников. Они пропускают период невнятной речи и сразу же начинают говорить полными предложениями, смысл которых часто недоступен ребенку того же возраста. Эти дети проявляют себя как творчески одаренные личности. При этом их знания как будто идут откуда-то извне, то есть их никто до этого не учил ни рисовать, ни играть на музыкальном инструменте, и тем не менее делают они это виртуозно.
Они не могут дать сдачи и часто выступают в роле миротворцев. Никогда не пройдут мимо обездоленных, помогают бедным в силу своих детских возможностей. Имеют обостренное чувство справедливости, совсем не свойственное их сверстникам. Яркий пример тому – 8-летняя девочка Таня, которая родилась на Украине, а сейчас живет с родителями в Зимбабве. Увидев маленьких нищих и услышав, что у родителей таких детей не хватает денег даже на еду, Таня в семь лет написала книжку об одиноком тигренке, с которым никто не хотел дружить, выполнила карандашные иллюстрации и отправилась на прием к президенту Зимбабве. Ей удалось убедить его в том, что для многих малышей иллюстрированная книга – роскошь, и она предложила издать свою сказку и раздать книги бесплатно. Проект Тани был осуществлен; кроме книги, детям была роздана и часть причитающегося автору гонорара. Сейчас Таня продолжает общаться с малышами: ставит с ними спектакли, разучивает игры.
«Новые дети» действительно любят и умеют заботиться о других. Так, обычно младший школьник гордится своей взрослостью, не играет с пятилетними, а ребенок «нового сознания», наоборот, заботится о тех, кто идет следом, пытается научить их тому, что уже знает сам.
Яркий пример тому – мальчик Лева из Феодосии. В 8 лет он стал автором трех изданных книг-задачников и работает над четвертой. В каждом из разделов его учебника непременно присутствуют «задачки для маленьких». Составляя их, мальчик интуитивно соблюдает методическое правило сочетания в них абстрактного и конкретного: «Всего семь нот. Улетели фа и ля. Сколько нот осталось?» Никто его этому методическому принципу не учил, но он о нем будто бы изначально знает.
10 характерныx признаков «детей индиго» согласно Ли Кэрроллу:
- Они приходят в мир с ощущением своей царственности.
- Они часто видят лучший способ, чтобы что-то сделать, как дома, так и в детском саду и школе, поэтому кажутся «чудесами системы».
- По своей природе они не судят людей.
- Они знают, что жизнь является гораздо большим, чем мы видим.
- Они с легкостью общаются с животными и растениями.
- Они чувствуют, что они «достойны быть здесь», и удивляются, когда другие не разделяют эту точку зрения.
- Они более чувствительные.
- Они выдают духовные истины в раннем возрасте и показывают понимание мира вне зависимости от своего возраста.
- Они кажутся асоциальными и необщительными, если не оказываются в кругу себе подобных. И порой замыкаются в себе, если рядом не находится человек, который бы их понял.
- У них обострено чувство помощи людям.
Болезненность или одаренность?
Когда мы говорим о том, что ребенок в уме может складывать и перемножать 10-значные числа, то это вовсе не значит, что он – гениален. Это также может указывать на первые признаки шизофрении. Но как понять, болезнь это или особый дар? «Если ваш ребенок чувствует себя комфортно, если он обучаем, социален, использует свои знания и умения на пользу, а не во вред другим, значит, с ним все в порядке, – говорит Наталья Барложецкая. – Другой вопрос, если малыш вдруг начинает мучить животных и при этом еще умножает в уме десятизначные цифры – значит, вам как можно быстрее следует обратиться к специалисту, который решит, является ли это нарушением психики или просто плохим воспитанием».
Характерной чертой детей «нового сознания» являются периодические уходы в себя, крайняя сосредоточенность на одном деле. Родителям таких детей может показаться, что их ребенок невнимателен. Ты с ним разговариваешь, а он как будто тебя не слышит, сидит рядом, смотрит на тебя, но в то же время витает в облаках. «Очень важно отличать таких детей от аутистов, – говорит Елена Черноземова. – Аутисты – это люди необучаемые и не вступающие в контакт. А дети «нового сознания» вроде как и не слышат тебя, но в то же время решают внутри себя какую-то важную задачу. И пока они ее не решат, их ничем не отвлечь». Малыш может просто чувствовать, чем занят его папа, находящийся в этот момент в другой комнате. Допустим, тот сейчас делает что-то опасное и его нужно предупредить, что и пытается сделать ребенок на интуитивном уровне, а вы его в это же время вызываете на разговор, чем очень сильно мешаете.
И в то же время психологи спешат предупредить: не ищите особенностей там, где их нет. Если вы замечаете, что ваш ребенок гипер-активен, обратитесь к психоневрологу. Если агрессивен – к психиатру. Но не оправдывайте его поведение тем, что он у вас такой необычный, «индиго». «Не надо оправдывать агрессивное поведение ребенка тем, что он у вас «особенный». Сначала пройдите полный медосмотр. Если вдруг у малыша обнаружится синдром малой мозговой дисфункции, что и вызывает гиперактивность, не стоит сильно беспокоиться. Она чаще всего проходит к 12 годам, когда происходит созревание определенных мозговых структур. А вот если к 12 годам ничего не исчезнет, а, наоборот, способности ребенка будут развиваться, остается только порадоваться тому, что у вас растет «ребенок нового сознания», – говорит Наталья Барложецкая. – Не подавляйте его способности и в то же время не возводите их на пьедестал только потому, что это сейчас «модно».
Личный подход
Большинство «детей нового сознания» имеют проблемы в социализации. Одни из них испытывают физический дискомфорт при одновременном контакте с большим количеством людей в силу своего чувствительного биополя. Они впитывают чужую энергетику как губка и в результате буквально остаются без сил. А бывает и так, что ребенок вроде и не имеет подобных проблем, а общение все равно не строится ни со взрослыми людьми, ни со сверстниками. Воспитателю порой бывает трудно смириться с тем, что малыш не желает поступать «так, как все, и делать то, что нужно». Не говоря уже о его каких-то необычных способностях. Обычный взрослый, не обладающий знаниями о психологических особенностях таких детей, сочтет неудобным изо дня в день общаться с таким ребенком. Есть несколько вариантов решения проблемы. К примеру, вы можете оставить ребенка дома. А если нет такой возможности, но при этом малыш контактен, отдайте его в один из вальдорфских детских садов. Преподаватели вальдорфской школы пропагандируют индивидуальный подход к воспитанию каждого малыша и ненасилие над личностью. К примеру, дети здесь не рисуют одновременно всей группой, а каждый выбирает для себя занятие сам: хочешь рисовать – рисуй, хочешь играть с животными – играй, хочешь строить домик из кубиков – пожалуйста. Вот тебе пространство, которое ты можешь построить по своему усмотрению. Кроме того, существуют специальные психокоррекционные центры, где таким детям оказывают особое внимание. С ними занимаются арт-терапевты и обычные психологи. Впрочем, постепенный переход нашей современной системы образования к гуманной педагогике вскоре даст возможность родителям отдавать своего «особенного» ребенка и в обычный детский сад. Необходимость в этом переходе возникла в связи с тем, что за последние 10 лет дети вообще очень сильно изменились. И требуют к себе нового подхода в воспитании, ориентированного прежде всего на личность.
Не ищите особенностей там, где их нет. Если вы замечаете, что ваш ребенок слишком замкнут или, наоборот, гиперактивен и даже агрессивен, обратитесь к врачу. Но не оправдывайте его поведение сразу тем, что он у вас такой необычный, «индиго».
Откровенный разговор
Нужно ли говорить воспитателю обычного детского сада об особенностях своего любимого чада? Безусловно, да. Ведь рано или поздно это все равно откроется, и у неподготовленного воспитателя может быть куда более негативная реакция, чем если бы вы предупредили его заранее. Вопрос в том, как преподнести информацию. «У меня довольно нестандартный ребенок, у него есть особенности – к примеру, он всегда знает, кто придет», или «У моего малыша настолько чувствительное биополе, что, когда у кого-то что-то болит, у него тоже сразу же начинает болеть»...
«Чтобы не испугались окружающие, их нужно предупредить. Мама сразу же должна объяснить воспитательнице, что у ее малыша есть определенные особенности, какой-то дар. Дома никогда не используются наказания, никто не кричит на ребенка «быстро в угол!», а просто дают ему остыть. Временное отлучение от общения уже является для него наказанием. Попросите воспитательницу поступать так же, – советует Наталья Барложецкая. – Что касается беспокойства за то, как воспримут малыша его сверстники, то в этом случае все также в первую очередь зависит от взрослых». Малыши формируют свое отношение к сверстникам на основе именно взрослого отношения. И если воспитательница будет поддерживать необычного ребенка, то и другие дети будут воспринимать его адекватно. Так что просто ищите хорошего взрослого. n P.S. Тема «детей индиго» сегодня настолько популярна, что к ней решил обратиться и наш кинематограф. В марте 2008 года на экраны кинотеатров страны выходит российский приключенческий фильм «ИНДИГО» Романа Прыгунова. В нем снялись Михаил Ефремов, Гоша Куценко, Елена Дробышева, Мария Шукшина, Иван Янковский, Артем Ткаченко, Анастасия Ричи и др. Молодые актеры сыграли в фильме «детей индиго», которых объединяет одно – непохожесть на других.
Согласно результатам исследований, проводимых директором Всероссийского научно-исследовательского центра традиционной медицины профессора Якова Гальперина, в прошлом веке людей, обладающих какими-то экстраординарными способностями, в России были единицы. Но уже в 2007 году на каждых 300 000 человек рождался один ребенок с необычными способностями.