Множество историй любви создано поэтами и писателями, но всегда интереснее узнать о тех, что произошли в реальности. Фрэнсис Скотт Фицджеральд — один из тех авторов, которому удалось запечатлеть великую любовь в романе «Великий Гэтсби», но как складывалась его собственная любовная история?
Был ли прототип у Гэтсби? И как на самом деле был написан роман «Ночь нежна», который фактически разрушил отношения самого Фицджеральда? В день рождения знаменитого писателя мы бы хотели рассказать вам немного о его жизни и истории любви.
Судьбоносная встреча
Фрэнсис Скотт Ки Фицджеральд родился 24 сентября 1896 года в городе Сент-Пол. Его родителями была ирландские католики, и до рождения Фрэнсиса они успели столкнуться с серьезным горем: два ребенка, родившихся перед мальчиком, умерли.
Фицджеральд учился в Принстоне, играл в университетской футбольной команде и мечтал стать писателем. Незадолго до выпуска из университета будущий писатель ушел добровольцем в армию, в которой выполнял обязанности секретаря генерала.
Со своей будущей женой, Зельдой Сейр, лейтенант Фицджеральд познакомился в 1918 году на танцах в загородном клубе в Монтгомери. Ему было 22 года, ей — 18. Эта случайная встреча привела к длительной истории любви, ставшей вдохновением для множества книг и фильмов.
При первой встрече Фицджеральд был очарован красотой и обаянием Зельды: «Самая прекрасная девушка, которую я когда-либо встречал в своей жизни, — вспоминал писатель спустя несколько лет. — Я сразу же понял: она просто должна стать моей». В тот же год Фицджеральд уволился из армии и поселился на Манхэттене, чтобы больше времени посвятить своей мечте стать писателем. Зельда писала ему: «Ты знаешь, что я вся твоя и люблю тебя всем сердцем».
Семья девушки смотрела на мир более трезвым взглядом: ее мать переживала, что безработный писатель не сможет прокормить ее дочь. Зельда была шестым и последним ребенком в своей семье, а потом самой избалованной и любимой. В отличие от нее, у Фицджеральда после увольнения из армии практически не было средств к существованию.
Чтобы доказать родителям своей возлюбленной, что он достоин ее руки, Скотт устроился в рекламное агенство в Нью-Йорке. Тогда и начались его первые попытки продать свои рукописи, но все они возвращались к нему с припиской «доработать».
С одной стороны, Зельда мечтала выйти замуж за Фицджеральда: «Наша сказка скоро закончится, мы поженимся и будем жить долго и счастливо». С другой — будучи 18-летней девушкой, чей брак все еще не одобрили родители, продолжала вести привычный образ жизни, посещая вечеринки и флиртуя со всеми. Один из ее поклонников одарил ее дорогой булавкой с эмблемой его колледжа. Решив вернуть ее, Зельда по рассеяности отправила ее Скотту.
Это и стало той самой отправной точкой для долгих лет ссор, ревности и любви. Получив булавку, Скотт был и ужасе и ярости, и сразу же потребовал от Зельды объяснений. Вместо того, чтобы объясниться, девушка бросила в него подаренным им кольцом.
История все больше и больше напоминала «Великого Гэтсби»: пока Фицджеральд пытался заработать, девушка проводила время на вечеринках и в загородных домах. Однажды она решила, что ей неудобно нырять в купальном костюме, поэтому она сняла его и прыгнула с вышки обнаженной.
Спустя пять месяцев Фицджеральд написал ей письмо о том, что по-прежнему любит и хотел бы увидеть. Девушка отреагировала незамедлительно: «Конечно, приезжай! Я безумно рада, что мы встретимся».
В 1920 году мечта Фицджеральда сбылась — его роман «По ту сторону рая» сразу стал бестселлером. Неделю спустя Скотт и Зельда поженились. Они почти всегда были вместе, при этом жизнь писателя напоминала американские горки: постоянное пьянство, случайные измены и периодические ссоры.
Несмотря на это, Фицджеральд опубликовал второй бестселлер «Прекрасные и проклятые». В тот же период у них с Зельдой родилась дочь Скотти, про которую мать сказала: «Надеюсь, она прекрасна и глупа…». Пара переехала во Францию и поселилась на Французской Ривьере, заведя дружбу с Пабло Пикассо, Дороти Паркер и Эрнестом Хемингуэем.
Начало конца
Их отношения были подобны буре: Зельда ревновала Скотта к работе, призывая к постоянным развлечениям и праздному образу жизни. Это не могло не сказаться на его работе — третий роман Фицджеральда, «Великий Гэтсби», чьим возможным прототипом стал Джордж Римус, сделавший состояние на подпольной продаже алкоголя, получил неоднозначные отзывы. Книга плохо продавалась, и Скотт еще глубже погрузился в пьянство.
Состояние Зельды тоже было нестабильным: оона увлеклась французским летчиком, и несмотря на то, что их роман продлился совсем не долго, после того, как он бросил Зельду, она пыталась покончить с собой, приняв смертельную дозу снотворного. Ее спас Скотт, который вовремя ее нашел.
Ей становилось все хуже: настал период ее страстного увлечения балетом, который продлился несколько лет. В 1925 году Зельда и Скотт встретили в ресторане Айседору Дункан, и после того, как Скотт попросил у нее разрешение выразить Айседоре свое восхищение, Зельда поднялась по лестницы на середину пролета и бросилась вниз. Она лишь ушиблась, но напугала Скотта до ужаса.
К 1930 году увлечение балетом привело к одержимости и нервному срыву, после которого Зельду отправили лечиться во Францию. С июня 1930 по август 1931 писатель и его жена не виделись, лишь обменивались письмами. «Мы разрушили себя. Я никогда, честно говоря, не думал, что мы разрушим друг друга», — писал ей Скотт. В ответ на это письмо Зельда потребовала от писателя развода, однако затем передумала.
В 1932 у Зельды выходит первая и единственная книга — «Спаси меня, вальс», что вызывает у Фицджеральда гнев: книга написана всего за несколько месяцев, в то время как Скотт уже несколько лет работает над романом «Ночь нежна», отрывки которого он зачитывал Зельде. Они черпали вдохновение из одного источника — своей собственной жизни.
Книга вызывала у супругов множество скандалов и ссор: они не могли использовать одни и те же биографические моменты. Помимо этого, одного из своих геров Зельда назвала Эмори Блейном, именем главного героя романа «По ту сторону рая». Фицджеральд опасался насмешек от коллег по цеху, и уговорил жену изменить имя героя и убрать из книги те отрывки, которые повторяли текст его романа. В то же время сам он использовал в своих книгах письма самой Зельды, не считая это чем-то неправильным.
Зельда к тому времени начала слышать голоса, у нее началась паранойя. Диагноз врачей был неутешителен — ей поставили шизофрению. Болезнь Зельды завладела всей жизнью Скотта — ему приходилось больше работать, что оплачивать ее лечение, одежду, путешествия и частную школу дочери. Фицджеральд стал больше пить, чаще появляться в компании незнакомок, но ничего не помогало.
К 1937 году у них кончаются деньги и Скотт вынужден вернуться в Голливуд. Он начинает отношения с обозревательницей светской хроники Шейлой Грэм, но по-прежнему любит Зельду: «О, Зельда», — писал он. «Когда-то мы стали одним человеком и это навсегда останется в нас».
Их последняя встреча состоялась в апреле 1939 года на Кубе, и закончилась для обоих плохо: по возвращению в Америку Скотта госпитализировали, а Зельда была вынуждена вернуться в свой санаторий в Северной Каролине. После выписки она жила в доме у родителей, в то время как Скотт пытался заработать. Ему постоянно отказывали, потому что студии не хотели нанимать его из-за алкоголизма.
В 1940 году Фицджеральд писал Зельде «Я забыт. „Гэтсби“ пришлось убрать из „Современной библиотеки“, потому что он не продавался». В то же время он начал работу над романом «Последний магнат».
В письме, написанном в начале декабря, Фицджеральд говорит о проблемах с сердцем, но утверждает, что согласно кардиограмме, его сердце восстанавливается. Однако, 21 декабря 1940, его сердце не выдержало и великий писатель скончался от обширного инфаркта, не дождавшись приезда скорой.
Зельда умирает спустя 8 лет, в 1948 году. Ей становится лучше, и она даже успевает навестить родных. Спустя несколько дней после возвращения из родного города Зельда погибает — пожар, начавшийся на территории психиатрической клиники, в которой она проходила лечение, унес ее жизнь и жизни еще 8 человек.
Любовь Зельды и Скотта с годами обросла множеством мифов: Зельда довела Скотта до алкоголизма, он довел ее до безумия, но до конца мы, конечно, так и не узнаем. Если верить их письмам, они действительно любили друг друга до самого последнего дня. «Скотт и Зельда оставались влюбленными до самой своей смерти», — написала Элеонора Ланахан, их внучка. «Возможно, это была невозможная и непрактичная любовь… но это была связь, которая соединила их навсегда».