Промежностью называется участок, который включает вход во влагалище, уретру и анус. Он состоит из кожи, связок и мышц тазового дна. В течение жизни заметной роли этот уголок женского тела не играет, зато во время потуг на него ложится большая ответственность. Роды — это процесс изгнания малыша, в котором активно участвуют матка (она сокращается, выталкивая его к выходу) и сам ребенок, который продвигается вперед поступательными движениями.
Однако в тот момент, когда головка опускается на тазовое дно и готовится появиться на свет, многое зависит уже от работы мышц промежности и эластичности ее тканей. Кстати, этот этап родов считается ключевым. Кроха уже прошел весь основной путь, остается совершить последний рывок: как только рождается головка, самый сложный период для него и для мамы оказывается позади. Но прежде чем вздохнуть с облегчением, обоим придется потрудиться.
Голова — самая большая и самая твердая часть тела. Кости черепа по сравнению с другими костями во время прохождения по родовым путям сжимаются меньше всего, ведь они защищают стратегический орган — мозг, и излишнее давление на них чревато неприятными осложнениями. Чтобы избежать повреждений, ткани в зоне промежности должны, с одной стороны, растянуться достаточно широко, чтобы головка прошла через половую щель без затруднений, а с другой — сокращаться в нужном темпе, чтобы не возникло промедлений, иначе у крохи начнется гипоксия (кислородное голодание). Если по каким-либо причинам эти условия не соблюдаются, врачи делают эпизиотомию — разрез промежности на том ее участке, который пролегает между входом во влагалище и анальным отверстием.
Одно из двух
Эпизиотомию делают в интересах либо мамы, либо малыша. В первом случае возникает угроза разрыва промежности из-за того, что ткани в этой зоне от природы плохо растягиваются. Но это не болезнь, а всего лишь индивидуальная особенность организма, как цвет глаз и волос. Узнать о ней заранее нельзя. Если во время потуги кожа в зоне промежности натягивается на головку малыша, значит, все дело в тканях.
Тем не менее их эластичность может зависеть от того, занималась женщина спортом или нет, а если да — то как интенсивно. У профессиональных спортсменок чересчур тренированные мышцы. Они хорошо сокращаются, но при этом расслабляются не полностью, поэтому малышу сложнее пройти сквозь образованное ими кольцо. Если физические нагрузки отсутствовали (или раны заживали долго), вполне вероятно, что ткани окажутся недостаточно упругими. Однако точный прогноз на основании этих факторов сделать невозможно: все очень индивидуально. К тому же поведение тканей зависит и от других обстоятельств: размера малыша и усердия мамы во время потуг.
Другое показание к эпизиотомии — острая гипоксия плода. Снабжение малыша кислородом может сократиться по разным причинам, начиная со слабости родовой деятельности, когда потуги затягиваются, и заканчивая обвитием пуповины. К кесареву сечению в такой ситуации врачи не прибегают, потому что в этот период родов ребенок находится уже за пределами матки, у самого выхода. Отследить состояние малыша позволяет кардиотокография (КТГ): специальные датчики, прикрепленные к животу мамы, отсчитывают частоту его сердцебиения. Если показатели падают ниже 120 и больше не восстанавливаются, процесс родов нужно ускорить. На спасение малыша у врачей остаются 1−2 минуты.
Противопоказаний к эпизиотомии очень мало. Одно из них — сильное расширение вен промежности, когда высока вероятность кровотечения. Но это не абсолютный запрет. Если речь идет о спасении жизни малыша, врачи выберут из двух зол меньшее и предпримут необходимые меры, чтобы избежать серьезных кровопотерь.
В каких случаях делают эпизиотомию
Если на последнем этапе родов возникает угроза для жизни ребенка, эпизиотомия — единственный выход из положения. Если проблема в недостаточной эластичности тканей мамы, события могу развиваться двумя путями: либо промежность разорвется (вероятность такого исхода 100%), либо ее разрежут. Стоит ли говорить, что врачи предпочитают второй вариант?
Во-первых, длину и глубину разрыва контролировать невозможно.
Во-вторых, накладывать швы на рваную рану гораздо труднее: они могут разойтись, и тогда их придется переделывать заново.
В-третьих, повышается риск осложнений. Воспаления случаются чаще, а если ткани будут зашиты грубо (что в большинстве случаев и происходит, если края неровные), рубец плохо затянется и будет слишком большим. Во время следующих родов в этом же месте ткани разойдутся снова.
В-четвертых, если при разрыве порвется крупный сосуд, начнется кровотечение.
Эпизиотомия позволяет избежать этих помех. Разрез делают по четкой линии строго определенного размера: врач видит, сколько пространства необходимо высвободить для данной головки. Заживает шов очень хорошо, и, если соблюдать все рекомендации, через год рубец рассосется полностью, так что следов от операции будет не найти даже профессионалу. При условии, что последующие роды будут проходить без осложнений, женщина вполне сможет родить сама и делать эпизиотомию еще раз не придется.
Большая разница
Промежность рассекают двумя способами. При перинеотомии разрез делается от середины нижнего края вульварного кольца (входа во влагалище) вниз, немного не доходя до ануса. И хотя швы после этой операции, по статистике, заживают лучше, есть у этого метода один минус. Разрез нередко расползается дальше, поэтому врачи предпочитают латеральную срединную эпизиотомию. Швы после нее тоже заживают хорошо, при этом анус остается невредимым. Достичь такого эффекта позволяет разрез, берущий начало в той же точке, но сразу уходящий в сторону под углом в 45 градусов. Обе манипуляции врач совершает с помощью хирургических ножниц, как правило, без обезболивания. Рассечение промежности производят на пике потуги в те секунды, когда кровоснабжение тканей в этой области прекращается. А если нет кровообращения, то и болевых ощущений быть не может.
Большинство женщин не замечает процедуру, а некоторые путают боль от эпизиотомии с болью от сокращения мышц, участвующих в завершающем этапе (мышц матки, брюшного пресса, диафрагмы, всех четырех конечностей). Если врач считает нужным применить вакуум-экстрактор или акушерские щипцы, эпизиотомия делается в обязательном порядке и всегда под местной анестезией (обычно для этих целей используется лидокаиновый спрей). Швы накладываются только с обезболиванием, обычно в течение 10−15 минут после рождения плаценты. За это время женщина может потерять максимум 30 мл крови, что совсем не опасно.
Восстановительный процесс
Главное неудобство — после эпизиотомии несколько дней нельзя допускать соприкосновения шва с твердой поверхностью. Это значит, что сидеть на стуле или диване не разрешается. Обойти табу позволяет особая конструкция унитаза и специальное резиновое кольцо, которое продается в аптеках. Спать, кормить малыша и заниматься своими делами можно в положении полусидя или полулежа.В таком затруднительном режиме придется жить макисмум 2 недели, а иногда и того меньше, ведь все зависит от длины разреза.
В роддоме два раза в день швы будет обрабатывать врач или медсестра. На 4– 5-е сутки их снимут: к этому сроку ткани успеют прихватиться, так что бояться, что они разойдутся, не нужно.
После выписки ухаживать за швами придется самостоятельно. От соблюдения интимной гигиены в домашних условиях будет зависеть состояние послеоперационного рубца, причем напрямую. После родов в течение двух месяцев идут выделения из влагалища, никак не связанные со швом, но они становятся источником для размножения болезнетворных бактерий. Чтобы снизить риск воспаления, необходимо пользоваться послеродовыми прокладками (они продаются в аптеках) и два раза в день совершать интимный туалет.
Пользоваться обычным мылом крайне нежелательно: за счет своих защелачивающих свойств оно способно нарушить микрофлору влагалища. Лучше всего предпочесть специальные средства по уходу за укромной зоной, в состав которых входит молочная кислота. Носить в этот период полезнее и комфортнее хлопчатобумажное белье.
Сексуальная жизнь временно попадает под запрет, но ограничения накладывают не швы от эпизиотомии, а послеродовой период, который длится в среднем 6–8 недель.
Во всеоружии
Подготовить промежность к родам помогает специальная гимнастика для укрепления мышц тазового дна. Беременным женщинам ее разрешено делать только на поздних сроках, не раньше 30−32-й недели. Упражняться лучше всего под присмотром врача на специализированных курсах: только так вы будете уверены, что все рекомендации выполняете правильно и не наносите вред малышу. Однако подобная профилактика вовсе не гарантирует, что угроза разрыва промежности непременно исчезнет. Через неделю после родов назначается тот же комплекс. В период восстановления врач-физиотерапевт может также посоветовать упражнения со специальными тренажерами, которые вводятся во влагалище. Такую тренировку особенно часто назначают женщинам, перенесшим несколько родов или имеющим диагноз «несостоятельность мышц тазового дна». Эффективность косметических средств для укрепления тканей промежности в период беременности и после родов на высоком научном уровне доказана не была, однако угрозы для здоровья они не представляют.
Больше полезных материалов для будущих мам — в нашем канале на