Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Это просто сказка

«Золушка», «Белоснежка», «Аленький цветочек»… Под эти сказки мы засыпали в детстве и очарованы ими до сих пор… Мы обожаем рассказывать их своим детям. Но почему какую-то одну, а не другую? Потому что в наших любимых сказках говорится о том, что нас волнует, страшит или восхищает. Наша любимая сказка рассказывает о нас языком символов, архетипических образов.

27 февраля 2013
Это просто сказка

«Золушка»

Одна из самых известных волшебных сказок, привлекающая мальчиков чудесными превращениями, а девочек − картинами великолепного бала во дворце, имеет огромное количество вариантов. История о девушке-сироте, несправедливо обиженной, но пассивно сносящей все тяготы судьбы, есть в фольклоре разных народов. Несмотря на большое количество современных интерпретаций образа трудолюбивой и кроткой падчерицы, в том числе мультипликационных, главный смысл сказки о Золушке остается неизменным: это история самовоспитания и преодоления пороков − лени, гордости, зависти. В классической сказке Перро (как и в фильме Кошеверовой и Шапиро) нет противопоставления красоты Золушки и безобразия сестер. Все три сестры-соперницы привлекательны внешне. Более того, лицо Золушки покрыто грязью, его красота проявится намного позднее. Окружающие видят только маску (то, что К.Г. Юнг называет персоной), да и сама героиня не догадывается о том, как она прекрасна. И симпатии читателя вызывает именно ее внутренняя красота. Поведение Золушки вполне укладывается в рамки патриархальной морали, предписывающей смирение и покорность судьбе. Золушка в сказке Перро всем прислуживает, прощает обиды и не ждет благодарности; даже на бал она отказывается ехать по доброй воле, а вовсе не из-за запрета мачехи. Часто женщина, рассказывая эту сказку детям, уговаривает себя потерпеть еще чуть-чуть и дождаться чуда или хотя бы справедливости, которая явится в виде феи-крестной или принца с туфелькой и освободит от груза обязанностей, которые она на себя взвалила. Если это про вас, вспомните о том, что в сказке, как и во сне, все персонажи – проекции разных сторон вашей собственной личности. Чтобы стать королевой или даже просто позволить себе облачиться в бальный наряд и туфельки, часто необходимо выйти из образа Золушки и признать, что капризные и ленивые сестры-модницы и излишне требовательная мачеха и махнувший на все рукой отец – это тоже вы.

«Белоснежка»

В этой сказке мы опять встречаемся с архетипом Тени в образе злой мачехи, намного более коварной и могущественной, чем в сказке о Золушке. Золушка терпеливо переносит лишения и не борется, а просто ждет. Белоснежка пытается бежать от судьбы. Чудесно спасенная, она бродит по неведомому лесу, встречается с волшебными существами, которые соглашаются укрыть ее, но в сказках героиням не удается спрятаться так, чтобы сделаться недоступной для злого колдовства. Ахиллесова пята Белоснежки – ее женственность и любопытство. Мачеха соблазняет ее с помощью пояса, гребня и яблока – классических атрибутов женственности, усыпляет и воцаряется во всем мире как королева красоты. Говоря языком юнгианского психоанализа, Тень (противоположность того, что любит и признает в себе человек) одерживает временную победу. Сказки о заколдованной принцессе, с которой расправляется завидующая ее красоте и обаянию колдунья, призывают женщину к осознанию своих чувств и фантазий, в том числе тех, которые пугают, чтобы постепенно научиться не идентифицировать себя с ними. Архетип Матери, по описанию Юнга, всегда имеет не только положительные аспекты − проявление внимания и сочувствия, мудрость − все, что называется добротой, – но и все тайное, скрытое, темное – то, что пожирает, соблазняет и отравляет; все, что вызывает ужас и неизбежно, как сама судьба. В сказках эти два аспекта, как правило, разделены: мать лучезарно добра, мудра и прекрасна, а мачеха хочет извести приемного ребенка и посылает его в страшные места. Не всем женщинам бывает легко принять, что для ребенка мама имеет черты и того и другого персонажа (например, когда, сияя улыбкой, отправляет его в кабинет зубного врача).

«Снежная королева»

Сказки о брате и сестре, ищущих или спасающих друг друга («Гензель и Гретель», «Дикие лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»), – один из самых распространенных сюжетов, повествующих о бессознательной женской стороне личности у мужчины и о мужском начале у женщины. Миф об андрогине, двух ищущих друг друга половинках, – также проявление архетипов Анимуса и Анимы. Чтобы воссоединиться с названным братом Каем, Герде приходится обойти полсвета и из тихой и послушной девочки превратиться в мужественную героиню. Анимус – внутренний мужчина, который действует как мост между женским эго и ее способностью к творчеству, самовыражению и любой работе, требующей самостоятельных решений и смелости.

Читайте также:

Это просто сказка

«Гадкий утенок»

Эту замечательную сказку Андерсена особенно любят дети и взрослые, страдающие от комплекса неполноценности. Некоторым из нас особенно трудно пришлось в детстве из-за того, что мы чем-то отличались от окружающих. Кто-то и в зрелом возрасте продолжает доказывать родным, что он не хуже других. Даже те, чье детство было вполне благополучным, в подростковом возрасте часто считают себя лебедем, воспитанным утками. Мотив изгоя, одиночества среди людей, так часто встречающийся в сказках, всегда служит для испытания и воспитания героя. Брошенный ребенок ищет и находит своих. Страдающая раненая душа ищет веру, или, в терминологии Юнга, пытается обрести Самость. «Гадкий утенок», « Мальчик с пальчик», «Дюймовочка» − эти сказки рассказывают о беззащитности маленького героя в мире, где все подавляет своими размерами. Иногда родители отказываются рассказывать малышам «страшные» сказки – например, о родителях, которые уводят детей в лес, чтобы не видеть их голодной смерти. А ведь именно эти истории помогают справиться с одним из самых сильных детских страхов – страхом быть покинутым: с их помощью ребенок начинает понимать, что мир − небезопасное место, что, кроме любви, тепла и заботы, в нем есть много несправедливого и жестокого, но если не сдаваться, даже когда положение кажется безвыходным, то не только справишься с тревогой и найдешь путь домой, но и станешь большим!

Красавица и чудовище («Аленький цветочек»)

Часто герои сказок встречаются с Анимой и Анимусом, которые принимают вид диких животных, пресмыкающихся, птиц или чудовищ. В «Царевне-лягушке» младший сын становится мужем существа, которое олицетворяет материнскую утробу (жаба – древний символ матки). Царевич должен принять свою суженую, даже если она предстанет перед всеми в смехотворном виде и нечеловеческом облике.

Юноша женится на лягушке, внушающей отвращение, преодолев стыд и насмешки братьев. Девушка отправляется в замок к чудовищу, которого она боится и готовится к смерти, но, к ее удивлению, монстр не причиняет ей вреда, а одаривает неслыханными сокровищами. В этой сказке говорится о познании тайного, скрытого, пугающего в мире собственной души. Героиня освобождается от власти авторитета отца, побеждает собственную инертность (когда сопротивляется стремлению сестер не отпустить ее из дома) и обретает счастливый брак − символ гармонии мужского и женского начала и в душевном мире женщины. Сказка показывает женщинам путь к счастью, но язык ее образов не всегда бывает понят правильно. Женщина хочет сотворить чудо и переделать, расколдовать окружающих – супруга, ребенка, свекровь, подругу − и терпит неудачу. А мудрая сказка говорит совсем о другом…

Буратино

Еще один архетип, описанный Юнгом, часто появляющийся в сказках и приводящий в восхищение детей, – фигура трикстера, обманщика, хитреца, плута, карнавального шута, не признающего правил и с удовольствием нарушающего их, способного принимать разные обличия и противоречащего самому себе (вплоть до того, что его правая рука дерется с левой). Его действиями руководят не сознательные мотивы, а бессознательные порывы, страсти, импульсы. Это огромный источник энергии, космическое дитя. Там, где он появляется, уже ничто не будет идти по-старому. В русском фольклоре образов трикстера немного. Лиса из сказок о животных – типичный трикстер, заставляющий слушателей сказки и возмущаться ее проделками, и в то же время приходить от них в восторг. Черты трикстера есть у Бабы-яги. И, конечно, настоящий трикстер – Петрушка и его дальний родственник Буратино. На самом деле, когда мы рассказываем детям сказки или играем в кукольный театр, чертами шута мы можем наделить абсолютно любой персонаж: не только Колобка, Мюнгхаузена и Кота в сапогах, но и хрупкую принцессу, которой надоел дворцовый этикет, и мальчика, который не знает, как подружиться с другими детьми, потому что стесняется к ним подойти, и даже бабушку, которая тоже когда-то была похожа на Пеппи Длинныйчулок… Если вы хотите подурачиться, сделать что-то не совсем привычное и неожиданное, даже покривляться, чтобы снять напряжение, не стоит себя останавливать! Ведь у вас есть для этого самая подходящая компания – ваши дети!

Страшные сказки – о родителях, которые уводят детей в лес, чтобы не видеть их голодной смерти, – помогают малышам справиться со страхом быть покинутыми. с их помощью ребенок начинает понимать, что мир – небезопасное место и, кроме любви и заботы, в нем есть много несправедливого и жестокого. но если не сдаваться, ТО непременно справишься с тревогой и найдешь путь домой.

Читайте также:

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения