Самая большая «зубрежка» выпадает на начальную школу. То есть в детском саду дети тоже учатся декламировать стихи на утренниках, но трудностей это, как правило, не вызывает — легкие четверостишия легко запоминаются. А уже с первых классов школы ученики знакомятся с классикой, учат отрывки из больших произведений, и объемы того, что они должны выучить наизусть, впечатляют.
Если ребенку трудно дается это задание, то каждая подготовка к уроку чтения превращается для него и родителей в испытание. А ведь можно упростить процесс и сделать так, чтобы стихи быстрее запоминались. Все-таки память можно и нужно развивать.
Первые занятия по заучиванию текста проведите вместе с ребенком, научите его учить стихи, потом он будет это делать сам. Кстати, обратите внимание, на его положение за столом — спина должна быть ровная, а плечи расправлены. Это не просто настрой на успешное освоение материала, а сигнал для мозга сконцентрироваться.
Шаг 1
Прежде чем приступить к заучиванию, прочитайте вместе с ребенком стихотворение — медленно и вдумчиво. Уточните у него, как он понял все слова из произведения? Знает ли он смысл устаревшей лексики или фразеологических оборотов? Как ему представляется визуально то, о чем он только что прочитал — какую картинку он видит и какие ассоциации у него возникли?
Шаг 2
Попросите ребенка несколько раз прочитать стихотворение вслух — выразительно, с ударением на значимых и рифмованных словах. Это нужно для того, чтобы ваш ученик уловил ритм — так ему будет проще вспоминать рифмы. Потом нужно читать стихотворение нараспев и выразительно. Попросите его назвать строчки, которые его зацепили — когда он их запомнит, остальные слова подтянутся в памяти автоматически.
Шаг 3
Лучше учить стихотворение (иностранные слова, любую информацию), в буквальном смысле расхаживая по комнате. Этот прием основан на том, что головной мозг лучше воспринимает, запоминает, воспроизводит информацию по подсказке — в данном случае это жесты и движения тела. Вспомните, как актеры учат роли, расхаживая по сцене и проговаривая вслух диалоги. Поэтому подскажите ребенку, что легче запомнить стихотворение, когда его читаешь вслух во время движения.
Шаг 4
Повторенье — мать ученья. Попросите сына или дочь меньше подглядывать в книгу, воспроизводя строчки. Если запомнить не получается, попросите ребенка записать по памяти стихотворение на бумаге. Для закрепления можно записать видео или аудио, как ребенок рассказывает стихотворение наизусть.
Шаг 5
Пока ребенок учил отрывок, наверняка уже стемнело. Если стихотворение полностью ему не покорилось, не беда — пусть спокойно закрывает учебник и ложится спать. Сейчас его головной мозг устал, ему нужно отдохнуть и систематизировать полученную информацию. Другими словами, эффективная интеллектуальная деятельность получается в результате сознательной и бессознательной работы мозга. Подробнее об этом можно прочитать в другой нашей статье. Утром останется только повторить стихотворение. Наверняка оно уже хорошо «записалось» в памяти.