Многие дети проявляют застенчивость, если коммуникация со взрослыми или сверстниками происходит не дома, а в детском саду, на уличной площадке или в школе. Это нормально, особенно с малознакомыми людьми, однако может мешать им при социальной коммуникации.
Представим ситуацию: на очередном дне рождения девочку просят рассказать стихотворение, чего она делать категорически не хочет. Соглашается, но получается неудачно, в итоге — слезы, крики, вечер испорчен.
Или же учительница в школе настаивает, чтобы в новогоднем спектакле мальчик сыграл дерево вместо снеговика — а он даже не смеет ей возразить.
Психолог Наталья Морозова отмечает, что учить ребенка высказывать свою точку зрения нужно с раннего детства.
По ее словам, для начала стоит разобрать конкретную ситуацию, которая расстроила ребенка — просто задать ему вопросы. Почему он не захотел рассказывать стихотворение? А чем его не устраивает роль дерева в спектакле? Что помешало ему признаться взрослым, что такое решение его не устраивает?
«Начать стоит с того, чтобы как можно чаще давать ребенку возможность отстаивать свое мнение, — уверена Морозова. — Причем это касается самых простых бытовых ситуаций».
К примеру, если ребенок хочет надеть красные носки, а не зеленые — разрешите ему это. Спрашивайте, чего бы ему хотелось на обед, какой мультфильм он бы посмотрел вечером. Интересуйтесь, что именно ему нравится — лепка из пластилина или рисование.
Разумеется, не стоит бросаться в крайности и потакать любым капризам — от поедания конфет по пять раз на дню до отсутствия шапки на голове в тридцатиградусный мороз.
Но если ребенку ничего не грозит, если он сделает так, как он хочет — прислушайтесь к его мнению. Тогда он начнет понимать, что может настаивать на своем выборе. Обязательно хвалите его каждый раз, когда он выбрал именно то, что интересно ему.
Психолог рекомендует родителям обратить внимание и на собственное поведение. Ребенок, как губка, впитывает модель общения, которой придерживаются его родители — если, к примеру, бабушка помыкает матерью и заставляет ее делать то, что она не хочет — не ждите, что ребенок вырастет волевой личностью.