Как часто мы сокрушаемся, что в детстве нам не привили азы финансовой грамотности — не рассказали, что нужно откладывать 10 процентов дохода на финансовую подушку, что траты всегда должны быть меньше заработка, а сумма кредита ровно в два раза меньше зарплаты. К счастью, у наших детей есть мы и Инна Филатова, финансовый консультант, автор проекта «Азбука семейных финансов» и книги «Семейные финансы — это просто». Инна рассказала о шести шагах, которые научат ребенка бережно относиться к деньгам и к труду родителей, которые их зарабатывают. И вообще научат считать и беречь деньги, которые, как известно, водятся именно у тех, кто их любит.
1. Рассказывать про бюджет семьи: доходах и расходах. Проводить систематический финансовый ликбез
Детям и их умению обращаться с деньгами нужно уделять время и объяснять, что это такое, как деньги зарабатываются и как и на что тратятся. Тогда в магазине перед всей очередью не потребуется успокаивать детскую истерику с требованием купить игрушку мечты. Если дети маленькие, им в принципе не понятно, что такое деньги, сколько зарабатывают родители и что на эти деньги может позволить себе семья. Нужно объяснять не только структуру бюджета, но и приводить понятные для детей примеры. Вот эти десять дорогих машин, в которые уже никто не играет, стоили, как новый телефон. А чтобы семье поехать в отпуск нужно отложить столько зарплат — это значит маме и папе нужно будет работать столько месяцев. Чтобы купить машину, речь идет о еще большей сумме.
Это то самое упражнение, которое и взрослым помогает трезво взглянуть на необходимость покупки: посчитать сколько часов на желанную вещь придется работать.
Нужно понимать, что детям сложно ориентироваться в финансах. Они просто не могут понять, насколько их просьба возможна для реализации и обоснована. Для них в момент желания есть только товар и вы. От обладания вещью ребенка отделяет по их мнению только ваше решение, а не стоимость покупки и уж тем более не уровень вашей зарплаты. Основное, что нужно сделать — обосновать, а не высказать категорическое «нет».
Проводя финансовый ликбез, можно рассказать:
на что уходят деньги, что покупается для семьи, разбираем всю структуру трат;
какие оплачиваются коммунальные платежи и как это пошагово делается, сколько отнимает средств от семейного бюджета;
как контролировать запасы продуктов и составлять список покупок хотя бы того, к чему причастен ребенок и что он ест;
как продавать ненужные вещи на «Авито» и «Юле» и учим на практике через родителей. Вырученные деньги могут оставаться у детей;
про рациональное потребление (почему не нужно много игрушек);
какие платятся налоги, штрафы, взносы;
как пользоваться банкоматом;
как планировать отпуск и расходы, развлечения;
как заносить траты в финансовые приложения или вести учет расходов в финансовых тетрадях. Детям проще освоить приложения;
как проверять чеки после покупок и из кафе;
как ведется бюджет внутри семьи.
Не забывайте приглашать детей поучаствовать в семейных обсуждениях крупных покупок, финансовых планов и целей. Чтобы они знали и понимали, что родители не «бедные». И что есть ограничения в неразумных тратах для достижения определенных задач. Например, если вы мечтаете о даче, можно вместе с детьми выбирать, как она будет выглядеть, какие там будут комнаты.
2. Объяснить, что всегда найдется тот, у кого денег больше
Как только ребенок попадает в школу, он видит финансовое неравенство: у кого-то красивее рюкзак, дороже кроссовки, телефон последней модели, компьютер и так до бесконечности. Искренние недоумения «почему так» дети приносят для обсуждения домой к родителям.
Ребенку нужно будет объяснить, что за всеми не угнаться и нет в этом необходимости. Ведь дорогие вещи не равно любовь и внимание близких.
Школьник должен знать не только про разные доходы у семей, но и про разные финансовые цели: кому-то нужен сейчас новый телефон, а кто-то хочет купить велосипеды и кататься где-то вместе по выходным. Важно разобрать, как действует приоритезация целей. Даже взрослый человек должен понимать, что и самые богатые не все себе могут позволить и расставляют приоритеты.
Важно честно рассказывать о возможностях родителей, какие бывают профессии, что в них делают и сколько платят. Такой разговор может стать поводом обсудить с ребенком, кем он хотел бы стать в будущем и какой видит свою взрослую жизнь. Это будут первые шаги к профориентации.
Не нужно постоянно идти на поводу у ребенка и пытаться ему доказать, что деньги есть на все его запросы и желания, тем более, если семейный бюджет не позволяет таких вольностей. Ребенок так никогда не осознает цену вещей, он будет продолжать просить и просить, не замечая поводов для ограничений. Такая ситуация может привести к конфликту с ребенком.
Если все же подросток требует от родителей приобретений, сложных для бюджета, ему нужно предоставить шанс попробовать заработать деньги самому. Практика объяснит лучше всего. Подработка на живом примере покажет ребенку, что можно зарабатывать не столько, сколько мечтается на первый взгляд, что есть временной период, когда приходит зарплата и аванс, что эти деньги нужно, несмотря на траты, стараться откладывать.
Родители могут оказывать поддержку подростку, который выбрал путь начать работать самому. Живой пример с восьмиклассником, который выращивал цветы и заработал 1,2 миллиона рублей чистой прибыли. При этом родители видя перспективу и стремление финансово помогали ребенку: выделили гараж, оплачивали коммунальные платежи, помогали с организацией места для выращивания цветов и закупкой луковиц-тюльпанов и оборудования, а также сбытом.
3. Научить копить и контролировать себя
А если ребенок говорит: не нужна мне ваша дача и ваши финансовые цели, я хочу новый телефон! Но задача родителей закрывать базовые потребности ребенка — в еде, одежде, учебе. На остальное ребенок может копить сам. Тем более если его финансовые цели идут вразрез с планами семьи.
Ребенок может посчитать сколько стоит его цель и вместе с родителями составить пошаговый план, как ее достичь.
Например, телефон будет стоить N тыс. рублей.
Сколько на него копить по времени?
Будут ли в этот период времени дни рождения, праздники?
Сколько можно заработать самому и чем заниматься?
Какую сумму можно отложить из карманных денег?
Это практическое задание, которое отрезвляет детский ум и доказывает, что «деньги не печатаются». При этом ребенок будет сразу понимать, что доходы могут поступать из разных мест. Каждый из источников нужно просчитывать отдельно и искать новые возможности.
4. Меняйте материальное на эмоции
Современные дети живут в эпоху потребления и материальных излишеств, поэтому им сложнее оценивать важность покупок для себя. Это психология. Правда в том, что покупки сделанные на минутных эмоциях, быстро настигает разочарование. Особенно, если ты сразу получил желаемое и не приложил к покупке никаких усилий.
Да, сложно объяснить ребенку, что у родителей нет денег на его список желаний. Еще тяжелее, что у них нет на него времени. Иногда самой лучшей заменой новому компьютеру и просиживанию ребенка за игрой, могут стать совместные велопрогулки по парку, поездки на роликах, семейный пикник, совместное хобби или приготовленный дружно ужин. Ощущение семейного счастья и тепла взаимоотношений не купишь.
5. Делитесь с детьми сложностями, в том числе и финансовыми
Никто не застрахован от финансовых сложностей. Ребенку нужно прямо сказать, что денег на желания не выделяются: проблемы на работе или болеет родственник, деньги нужнее ему. Он поймет, не нужно ничего утаивать.
При этом семейные ссоры на фоне денег с взаимными упреками, такими как «Ты мало зарабатываешь» или «Ты много тратишь» будут нести за собой негативный эффект для всех членов семьи. Дети следуют примеру взрослых, прислушиваются к сказанному и перенимают установки родителей.
6. Старайтесь избегать негативных установок про деньги
Не пугайте детей фразой «денег нет». Это тупиковая установка, которая ведет в никуда — позиция беспомощности. Фраза «деньги есть, но сейчас они нужнее, там и там» звучит оптимистичнее. Ребенок запомнит именно, что деньги есть и будет обсуждать, что там по плану. Подрастающему поколению важно знать перспективу: сейчас не можем купить, но купим позже или бюджетный вариант без потери в качестве.
Фраза «денег нет» приводит к тому, что уже взрослый человек из жизни с родителями вспоминает только, что им ни на что не хватало. Бывает и хуже: подростки могут начать воровать от того, что им не хватает денег, или неуважительно относиться к родителям, считать их неудачниками в сравнении с родителями друзей.
Установка «мы денег не печатаем» в итоге должна трансформироваться — «мы зарабатываем столько то. Этого уже хватает на закрытие немалого количества потребностей. И, конечно, стараемся зарабатывать больше».
Задача семьи дать ребенку не только финансовое обеспечение, но и любовь и заботу. А еще научить его быть человеком, который умеет ставить цели и добиться желаемого без претензий к возможностям взрослых.