Адаптация — это привыкание к окружающим людям, помещению, режиму, правилам. В школе ребенку нужно не просто освоиться, но и учиться удерживать внимание, усваивать новый материал, продолжительное время сидеть на одном месте. Конечно, это стресс для ребенка, который еще вчера бегал во дворе, а сегодня должен отвечать на вопросы учителя. Если же у ребенка РАС, адаптация еще сложнее. Логопед-дефектолог рассказывает, как помочь будущему школьнику, если у него расстройство аутистического спектра (читайте «6 самых ранних признаков аутизма»).
Разумеется, не все дети с аутизмом способны учиться в школе и идти в ногу со стандартной программой. Все зависит от формы и степени расстройства. Одни могут пойти в школу в 7-8 лет и относительно успешно освоиться в новом коллективе, другим требуется специальная программа, для некоторых речь об образовании не идет вообще.
Почему детям с аутизмом сложнее привыкнуть к школе
Процесс приспособления к школе проходит любой ребенок, будь он нормотипичным или с РАС. Но разница, конечно, есть.
У детей с аутизмом адаптация к школе имеет свои особенности и длится дольше, порой не один месяц. С чем это связано?
Любая смена привычного места, предметов или маршрута создает для ребенка дополнительное напряжение. Он не может спокойно воспринимать изменения в своей жизни и привыкает к ним с трудом. Дело в том, что дети с РАС мыслят образами. Когда они видят новое здание, мебель, им сложно осознать, что это тот же предмет в другом обличии.
У ребенка с РАС, как правило, наблюдается дефицит сенсорного развития. Для них любые звуки, запахи и ощущения как новые. Ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть к тому шквалу эмоций и явлений, которые наваливаются на него в один момент.
Родителям и учителям нужно быть готовым к тому, что в период адаптации ученик бывает более раздражительным. Его нервная система испытывает большую нагрузку из-за невозможности быстро справиться со стрессом. Ребенок начинает быстрее уставать, чаще болеет простудными заболеваниями.
Как подготовиться родителям
Никакая подготовка не заменит процесс адаптации в самой школе. Но можно помочь ребенку пройти период привыкания менее болезненно. Что стоит сделать?
Создать комфортную обстановку
Посетите школу заранее, пройдитесь вместе с ребенком по коридорам, загляните в класс, посидите за партой.
Сделайте визуальное расписание. Это инструмент для детей с РАС, который представляет собой набор изображений, предметов и надписей, отображающих последовательность действий. Он позволяет повысить навык самоорганизации и сбалансировать эмоциональное состояние ученика.
Закрепляйте нормы социального поведения. Используйте картинки или тексты, которые объясняют правила и ситуации в школе, например, как вести себя на перемене или во время урока.
Приготовьте любимую игрушку или предмет, который будет напоминать ребенку о доме.
Сотрудничать со школой
Обсудите с учителями особенности ребенка, его интересы, сильные стороны и возможные трудности.
Разработайте индивидуальный план обучения, учитывающий потребности ребенка и утвердите его.
Будьте в диалоге с учителями, отмечайте прогресс ребенка, будьте в курсе его успехов и неудач.
Помните, что школа и работа со специалистами ни в коем случае на заменяет полноценную поддержку семьи. Поэтому обязательно хвалите и поощряйте ребенка за любые достижения, даже за самые маленькие. Давайте ему время расслабиться в домашней обстановке: балуйте, готовьте с ним любимые блюда, больше гуляйте.
Не забывайте и о себе, ведь родители также переживают период адаптации ребенка в школе:
Общайтесь с другими родителями детей с РАС, делитесь опытом и находите поддержку.
Выделяйте время для отдыха и заботьтесь о собственном благополучии, моральном состоянии.
Чем может помочь логопед-дефектолог
Работа с логопедом-дефектологом нужна ребенку с РАС не только в период подготовки и адаптации в школе. Еще в детском саду профессионал помогает улучшить сенсорику дошкольника и не только. В результате дошкольник:
развивает наглядно-образное мышление;
узнает больше об окружающем мире, в том числе о предстоящем обучении в школе;
становится более усидчивым, дисциплинированным;
учится взаимодействовать не только с родителями, но и с педагогом.
После поступления ребенка в школу работа с логопедом-дефектологом продолжается. Регулярные занятия позволяют:
развить артикуляцию, звукопроизношение, помогают увеличить активный словарный запас. Со временем ребенок начинает выражать свои мысли более четко, его лучше понимают сверстники и учителя;
научиться строить диалог, правильно использовать невербальные сигналы, понимать эмоции и интонации в речи других людей;
освоить альтернативные виды коммуникации (картинки, жесты, специальные приложения). Это может быть актуально для детей, которые испытывают трудности в процессе общения.
Чтобы работа с логопедом-дефектологом была эффективной, к нему нужно обращаться как можно раньше. Как только установлено, что у ребенка есть расстройство аутистического спектра, следует записаться на прием к профессионалу – это будет грамотное решение.
Успешная адаптация в школе во многом зависит от сотрудничества родителей, логопеда, учителей и других специалистов, которые должны работать в общей связке и учитывать потребности ученика.