Рыба — это тот продукт с Омега-3, который обязательно должен быть в рационе. Ее очень сложно заменить другим продуктом. Но рыбу дети едят неохотнее всего. Основной способ приучить ребенка к здоровому питанию — это показывать ему пример. Но что делать, если и это не помогает? Что делать если ребенок не любит рыбу, и надо ли заставлять ее есть или лучше чем-то заменить?
Заставлять не надо. Ни котлеты, ни рыбу, ни овощи — ничего не надо заставлять. Когда вы начинаете заставлять, давить авторитетом на ребенка, в какой-то момент это сработает, но психологически сформирует тоже самое отрицание от рыбы.
Приведу пример. У меня дочка замечательно ела рыбу. Я делала на пару и она ела с удовольствием. А потом в какой-то момент, когда она пошла в садик, её перемкнуло — не хочу рыбу, и всё. Сначала было желание заставить, а потом пытались уговаривать. Давай красную попробуем, если ты белую не хочешь? — И красную не хочу.
Я стала думать, так как у меня рацион ребенка уже был построен и хотелось бы чтобы он был таким же. Я сначала стала делать ей рыбный суп без рыбы. Когда вы варите голову и кости относительно рыбы — это абсолютно недорогой продукт. Когда вы бульончик варите правильно, он получается очень наваристый и красивый. Правильно — это не кипятить ни в коем случае, готовить на среднем огне. Рыба варится 1,5-2 часа, добавить сельдерей, морковь, лук в кожуре, можно еще фенхель. Часть можно заморозить, а на остальном сварить суп. Я сначала делала простой — картошку, морковку, петрушку — легкий супчик. Но витамин Омега 3 она из этого бульона получала и ела его с радостью. Потом я стала добавлять в суп фрикадельки из рыбы и ребенок не зная, что это рыба, ела их. И сейчас мы вернулись к тому, что она рыбу снова ест.
Почему дети так не любят рыбу?
На самом деле есть такая проблема. Это неофобия. С 2 до 5 лет у них может быть отрицание этого продукта. Самая большая проблема родителей, что они делают вывод на основании того, что ребенок говорит «я не буду есть рыбу», что все — он у меня рыбу не любит. Это самая большая ошибка родителей. Ну как не любит? Сегодня не любит, завтра будет. Это же дети. Если вы понимаете, что сейчас сложный период и ребенок будет отрицать то, что даже любил сильно, то не отказывайте ему в этом, а например, оставляйте на столе.
Если вы с ребенком едите вместе, то проблем будет меньше. Даже когда он маленький, сидит на стульчике, и вы начинаете его кормить отдельно, могут возникать проблемы. А если ребенок начинает что-то отрицать, но на столе это есть, то рано или поздно он к этому вернется.
Единственное предупреждение. Если малыш какой-то продукт совсем не воспринимает, например сельдерей (ведь нет универсальных продуктов), здесь тоже нужно прислушиваться к ребенку. Если есть отторжение, нужно это учитывать и не давить на ребенка.
Это правда, что если ребенок пробует какие-то продукты, тем меньше вероятность того, что у него может быть аллергия на этот продукт, что организм лучше воспринимает, чем он младше?
Есть такие данные. Проблема часто в том, что родители начинают прикорм позже 6 месяцев, хотя уже был пищевой интерес у ребенка. И начинали со сладких фруктов. А потом пытаются давать овощи, но они для ребенка уже более пресные. Или бабушки помогали — водичку надо подсластить, и все в таком духе. Современные родители попадаясь на эти уловки, позже страдают.
Если у ребенка первый пищевой интерес, и он хочет и сам ложку вырвать, попробовать, и за столом к чему-то тянется, то не надо его ограничивать, по чуть-чуть. Будет меньше тех же самых аллергий. Потому что, когда вы начинаете прикорм после 6, основной пищевой интерес пропустили, вам же самим будет сложнее все это. И самая большая проблема, что все перемалывают, и не дают жевать кусочки. Есть разные приспособления, чтобы ребенок не подавился. Когда у него развивается жевательный рефлекс, он говорить лучше будет и все, что касается челюсти и зубов у него развивается быстрее.