Три года — отличный возраст, чтобы привить ребенку базовые правила этикета. Например, здороваться с людьми в лифте и говорить «спасибо». Как научить трехлетнего малыша вежливости, Parents рассказала психолог, педагог Ирина Беляева.
Когда говорят об этикете, имеют в виду, прежде всего, общепринятые правила коммуникации. Это могут быть определенные речевые формулы или конкретные действия, которые помогают войти в контакт даже с незнакомыми людьми и поддержать общение.
Разумеется, трехлетнему мальчику вовсе незачем уступать женщинам место в автобусе, вести светские разговоры «о погоде» и придерживать дверь, пропуская вперед девушек (как минимум, малышу это будет сложно чисто физически).
В то же время есть базовые правила, которые помогают маленькому человеку видеть мир более открытым, дружелюбным и приятным, а себя — воспринимать его частью.
Так, к примеру, уже в три года ребенка стоит учить говорить людям «здравствуйте» и «до свидания», извиняться, пропускать взрослых вперед, ждать своей очереди, говорить «спасибо», не перебивать, когда другие разговаривают. Все это развивает эмоциональный интеллект в том числе.
Можно научить малыша вступать в small-talk в магазинах, метро, театре и других общественных местах — например, поддерживать доброжелательный диалог с людьми, а не молчать, насупившись (в то же время важно объяснить ребенку, в каких обстоятельствах с незнакомцами разговаривать не стоит).
Привить ребенку эти нормы этикета можно, придерживаясь нескольких правил.
Быть вежливым самому
Ребенок должен видеть, как это — быть вежливым. Если значимый взрослый рядом хочет помочь ребенку научиться правилам взаимодействия, то начать он должен с себя. Быть вежливым, иногда — подчеркнуто вежливым. Пропускать других, всегда благодарить, вступать в small-talk в магазинах и при любой коммуникации.
Объяснять правила
Все правила этикета важно объяснять — малыш не усвоит их, если не будет понимать, зачем все это нужно. Помните рассказ из детства про «волшебное слово»? Сейчас много сказок и рассказов, где герои (звери, игрушки) ведут себя вежливо. Нужно рассуждать, почему это работает и как именно, какой эффект производит на людей.
Давать обратную связь
Радуйтесь, если ребенок сказал «спасибо» или поздоровался первым в лифте. Говорите «Какой ты вежливый, молодец!», «Как мне было приятно услышать от тебя это!» Обращайте внимание на моменты, когда малыш проявил вежливость с другими людьми и объясняйте, какой эффект его слова произвели. Например: «Ты видел, как бабушка улыбнулась и удивилась?»
Не ругать за ошибки и промахи.
Вежливости, так же, как математике или плаванию, надо учиться. Важно набраться терпения и быть внимательным. Не ругать ребенка за то, что он забыл сказать «спасибо», а если и напоминать — то мягко и аккуратно.