Различать и воспринимать разные звуки малыш учится в течение первых трех лет жизни. С помощью органов слуха он не только получает связь с окружающим миром, у ребенка, находящегося в «звуковой» среде, формируются нейронные связи в головном мозге. Нарушение приводит к тому, что у малыша появляются сложности с развитием речи, некоторых когнитивных функций. К счастью, полная потеря слуха встречается не так часто — примерно у 0,1% новорожденных. В большинстве же случаев благодаря ранней и своевременной диагностике серьезные проблемы можно корректировать.
Новорожденный: первый скрининг слуха
Самая первая проверка на здоровье органов слуха у младенца — аудиоскрининг — осуществляется в роддоме. На 3-4 день после рождения специалисты осматривают грудничка и с помощью небольшого прибора, который создает тестовые звуковые импульсы, проверяют его способность слышать. Исследование основано на определении рефлекторных, физиологических реакций на стимуляцию звуком, но из-за многих причин его результаты могут быть неточными.
Поэтому врачи рекомендуют родителям в домашних условиях наблюдать за ребенком, как он будет в дальнейшем реагировать на голос, сам воспроизводить звуки.
В норме примерно до одного года у малыша происходят безусловно-рефлекторные реакции: он откликается на шум или речь, поворачивает голову, вздрагивает при громких и резких звуках, у него появляются испуг, частое дыхание. Доброжелательный и тихий голос мамы его успокаивает, мелодии вызывают интерес. Но если родители замечают, что-то подозрительное в развитии грудничка, нужно обратиться к врачу.
Что должно вызывать подозрение:
младенец не реагирует на звуки и речь до 3-4 месяцев;
малышу 3-6 месяцев, но он не произносит сам звуки, не «агукает», не поворачивает взгляд в сторону источника шума;
ребенок в возрасте до одного года вдруг перестал «разговаривать» — произносить слоги, разные звуки;
малыш 1-3 лет не слышит тихий голос родителей, переспрашивает, всматривается в лицо говорящего, говорит громко.
Ребенок совсем не разговаривает.
Патологии органов слуха могут быть врожденными или развиться, например, вследствие травмы, перенесенных заболеваний. Пока младенец еще совсем маленький, родители могут проверить его слух с помощью несложного теста: на расстоянии 20 см от уха ребенка потрясти погремушкой. Если грудничок никак не реагирует, обращаться к отоларингологу.
Малыш 1-3 года: проблемы с речью
Нарушение слуха можно заподозрить у малыша уже к году, но на практике родители начинают бить тревогу позже, примерно в 3 года, когда видят, что их ребенок отличается от сверстников тем, что не умеет разговаривать и все время молчит. О том, как действовать родителям в этом случае, в своем
- Если ребенок не говорит сам и не понимает обращенную к нему речь, то в первую очередь необходимо проверить слух и исключить его патологии*.
В роддоме всем детям проводят аудиологический скрининг — этот метод диагностики называется отоакустическая эмиссия. Но, к сожалению, он имеет достаточно большую погрешность (из-за анатомических особенностей ушей младенцев и других причин), показывает работу только одного проводящего звук отдела уха и не исключает снижение слуха после (например, некоторые формы наследственной тугоухости проявляют себя только к двум годам). Какое обследование помогает выявить проблемы после года?
Проверка слуха проходит в несколько этапов:
Визуальный осмотр уха — отоскопия. Можно выявить у ребенка серные пробки, которые приводят к частичной или полной потере слуха, вызывают шум в ушах, болезненные или неприятные ощущения. У ребенка может быть кашель, головокружение, тошнота. Большинство детей не может сообщить о симптомах родителям, а сопровождающее их выраженное психомоторное возбуждение родители трактуют как течение основного заболевания.
Исследование состояния среднего уха — тимпанометрия. Мы зафиксировали тимпанограмму, характерную для воспалительного процесса в среднем ухе. При дальнейшей консультации лор-врача у 85% детей было установлено увеличение аденоидов до II–III степени и необходимость их оперативного лечения. После проведенного лечения все родители отмечали выраженное улучшение общего состояния детей: они стали более спокойными, улучшился сон, снизились проявления эмоционально-волевых нарушений, половина детей стала реагировать на речь и отзываться на собственное имя.
Исследование функции внутреннего уха — отоакустическая эмиссия. По ее результатам оказалось, что у 12% детей отсутствует ответ на стимуляцию. Пациентов отправили на дальнейшую консультацию к сурдологу, и у 85% подтвердился диагноз сенсоневральной тугоухости разной степени. Им была проведена коррекция слуховыми аппаратами, либо рекомендована кохлеарная имплантация.
Оценка электрофизиологической активности слухового проводящего пути (слухового нерва, ствола мозга) на основании ответа головного мозга на сигналы разной интенсивности (громкости). 15% обследуемых детей имело патологию на этом уровне. У 3% детей не удалось зафиксировать ответ на максимальной стимуляции 100 дБ — в дальнейшем им был поставлен диагноз глухота.
При нарушении развития речи и интеллекта для всех детей необходимо проведение обязательной комплексной диагностики не только состояния центральной нервной системы, но и всех уровней слухового анализатора, вне зависимости от результатов аудиологических исследований из роддома. Из-за нарушения коммуникации такие дети не всегда могут сказать родителям и врачам о своих жалобах на органы слуха, которые существенно отягощают течение основного заболевания.
*Данные, полученные в неврологическом центре «Прогноз» при обследовании более 350 детей с различными диагнозами, основным симптомом которых было отсутствие речи (так как центр — неврологический, дети, которых приводят на консультации, слышащие).