Проблема, о которой стараются не говорить вслух, возникает даже у самых счастливых пар. По данным ВОЗ, количество бесплодных супружеских пар репродуктивного возраста в мире колеблется от 15 до 18% и ежегодно растет, а в некоторых странах достигает 20%. К счастью, подавляющее большинство нарушений репродуктивной системы современная медицина позволяет преодолеть. Существуют разные методы лечения, и одно из них — экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО). С помощью этого метода можно помочь многим парам иметь здоровых малышей. Но процедура эта довольно дорогая и не всем по карману. Правда, ее можно сделать по ОМС. Что для этого нужно и с каким трудностями придется столкнуться? О своем опыте и пути к долгожданному материнству рассказала наша постоянная читательница.
«Не думали, что это коснется нас»
По сегодняшним меркам юрист Ирина вышла замуж рано — в 22 года. Как и большинство молодоженов, пара не спешила с пополнением в семье. Да и куда торопиться? Часики еще «не тикали». Через два года, когда решились, все получилось практически мгновенно. И будущие родители, и родственники были на седьмом небе от счастья — считали дни до родов и выбирали имя.
Но заключение УЗИ в семь недель перевернуло все с ног на голову — неразвивающаяся беременность. Доктор предложила не паниковать и подождать еще неделю. К сожалению, и новое исследование не принесло хороших вестей. Ирине ничего не оставалось, как отправиться в гинекологию и прервать беременность. Врачи сделали чистку, вроде бы обошлось без осложнений. И все же на лечение ушло полгода. Пара решила: как только организм восстановится — сразу будем делать малыша. Но у судьбы были другие планы.
«Мы начали с мужем работать над зачатием, но ничего не получалось, — вспоминает Ирина. — Не думали, что это коснется нас, заволновались и пошли вместе обследоваться. До сих пор удивляюсь, как муж все выдержал! Десятки анализов, консультаций врачей. В результате выяснилось, что у него все в порядке, а у меня маточные трубы проходимы, но имели дефекты. Кроме того, мне диагностировали вторичное бесплодие, синдром поликистозных яичников, привычное невынашивание, гиперандрогению, генетически детерминированную тромбофилию — анамнез был еще тот».
Навстречу мечте
Об экстракорпоральном оплодотворении первой заговорила Ирина — больше не хотела рисковать и терять время. «Я узнала, что все этапы ЭКО включены в ОМС, оплачивать надо только донорский материал, но с этим у нас проблем не было. Также в программу входит заморозка эмбрионов. Мне не пришлось ходить по кабинетам и кому-то что-то доказывать. На финальном этапе все было легко и просто: комиссия регионального Минздрава приняла решение за два дня».
Самое долгое и муторное, по словам Ирины, — это сдача необходимых анализов для допуска к программе. И этому есть объяснение. Пациента включают в список желающих, не только когда у него есть соответствующие показания (диагноз), но и когда отсутствуют противопоказания. И речь идет не о патологиях, при которых в принципе отказывают в ЭКО (онкология, тяжелые заболевания сердца, легких, почек и пр.), а о необходимом для успешной процедуры состоянии здоровья мужчины и женщины. Если выявлены проблемы, то пара лечится и снова сдает анализы.
Оглядываясь назад, Ирина утверждает, что ничего сложного в пройденном пути не было, если говорить о включении в программу. Больше всего времени ушло на обследования: свыше тридцати видов для нее и с десяток — для супруга. «В итоге допуск мы получили только через год. Скажу откровенно: без квот ЭКО — дорогая процедура. Хорошо, что нам пришлось оплачивать только заморозку эмбрионов и хранение. В общей сложности мы потратили около миллиона рублей. Правда, в эту сумму входило все, что мне было необходимо: от лекарств и анализов до операций. Их у меня было несколько, а лежала я в частной клинике — ростовском Центре репродукции человека и ЭКО. Для нашей семьи это был осознанный выбор, мы очень хотели стать родителями без потери здоровья и нервов. Обычно терапия занимает два-три месяца, но нам с мужем потребовалось больше времени. У меня были завышенные показатели гормонов мужского типа, их надо было снижать и держать на уровне нормы, поэтому пришлось пить гормональные препараты. Я доверилась врачу, и все делала, следуя подобранной терапии».
Подготовка одной пересадки и обследование по ОМС семье обходилось в 50-60 тысяч рублей. Ирина оплачивала все анализы (они не входят в программу ОМС) и медикаменты, которые не были связаны с программой (для лечения соматических заболеваний у эндокринолога, гемостазиолога, терапевта). Ирина и Евгений не жалели ни сил, ни средств — они мечтали стать родителями.
От печали до радости
Первая попытка забеременеть у Ирины закончилась неудачно. Лишь две яйцеклетки были пригодны к оплодотворению, и дожили они до третьих суток. Вторая и третья попытка — тоже результат отрицательный. Ира не унывала, но терзалась вопросами: почему я, почему у соседки по палате все получилось сразу, а у меня нет?
Четвертая попытка — это был криоперенос. Через 14 дней ХГЧ показал, что все получилось. «В 10 недель беременности я приехала сдавать анализы, и мой лечащий врач Карина Юрьевна Сагамонова на УЗИ не услышала сердцебиения плода, — рассказывает Ирина. — Это была настоящая трагедия — и для меня, и для нее. Доктор разделила со мной всю мою боль: мы вместе обливались слезами в ее кабинете. Выскабливание после долгих лет лечения я доверила только ей. Потом мой организм приходил в себя, а через какое-то время снова начались попытки стать мамой. Пятая подсадка — эмбрион не прикрепился, шестая — биохимическая беременность, седьмая — снова ничего».
В то время главной поддержкой Иры был супруг — он спасал от отчаяния и не позволял опускать руки. Евгений ни разу не упрекнул за все эти годы, напротив, постоянно говорил, как он любит жену, убеждал, что все будет хорошо. «Если бы не он, я бы, наверное, так долго не боролась, — призналась Ирина. — Перед последней попыткой даже прошла школу приемных родителей — не верила в успех, но муж попросил еще потерпеть и сделать криоперенос еще раз. В июне 2017 года, спустя семь лет после первой беременности, у нас родился Матвей. Грудью я его кормила почти до полутора лет».
Счастливы вместе
Трудно в это поверить, но сегодня Ира — многодетная мама. Несмотря на то что она всем подругам советует не доверять форумам в Сети, а делать так, как рекомендует лечащий врач, сама все-таки однажды его ослушалась. И ни разу не пожалела об этом!
«Когда мне диагностировали непроходимость маточных труб, предложили их удалить. Но я почему-то не согласилась, чему очень рада, — делится Ирина. — Второе чудо — сынок Максим, наш нежданчик, появился на свет через два года после Матвея. Представьте, до 13-й недели я ни о чем не подозревала, и вот такой сюрприз выдало УЗИ! Детей мы больше не планировали, но, как говорится, мы предполагаем, а Бог располагает. Одно неловкое движение мужа — и нам пришлось купить тест на беременность. Там были две полоски, а у нас началась стадия отрицания: мол, как мы справимся с тремя маленькими детьми, да и выдержит ли мой организм? После созвона с Кариной Юрьевной было принято решение вынашивать. Так еще через два года родилась наша младшенькая — Дарья».
Матвею скоро будет 6 лет, он ходит в детский сад, посещает занятия по подготовке к школе, умеет читать и считать до ста. Максимке — четыре, собирается в группу раннего развития. Дарье — год, но она пытается разговаривать уже по-взрослому. Характеры у детей разные, как и положено. Старший, по словам родителей, — ласковый парень, всегда старается всех защитить. Максим тоже любит обнимашки, но иногда «нападает» на брата и сестру. Дарья, глядя на братьев, все за ними повторяет: может и поцеловать, и ущипнуть.
«Многодетной мамой я себя не видела никогда. После всех неудачных попыток выносить я молила Бога дать нам хотя бы одного здорового ребеночка. Но сейчас я не жалею о прошлом, — говорит Ирина. — Дорога была непростой, но мы все выдержали. И теперь нам не страшны никакие трудности! Тем девочкам, кто собирается делать ЭКО, советую верить в себя, доверять доктору, ничего не бояться, а если сомневаетесь в чем-то, походите к психологу, избегайте стрессов, позволяйте себе отдыхать, менять обстановку, — и тогда вы обязательно станете счастливыми родителями, как и мы».
Мнение эксперта
– Проблема бесплодия в семейной паре имеет значимость и актуальность не только в нашей стране, но во всем мире. Среди основных причин бесплодия доминируют женские факторы: непроходимость маточных труб, дисфункция яичника, эндометриоз, синдром поликистоза яичников, мужской фактор бесплодия и другие.
Что вызывает эти состояния и можно ли их предотвратить? Да, но не всегда. Так, спаечные процессы в маточных трубах, непроходимость маточных труб вызывают инфекции, перенесенные хирургические вмешательства, аборты. Маточный фактор бесплодия может быть связан с врожденными пороками развития или приобретенными (после выскабливаний, абортов могут возникать спайки в матке, эндометрит). Синдром поликистоза яичников и хроническая ановуляция могут быть следствием нарушенных обменных процессов, гормональных нарушений. Генитальный эндометриоз матки, яичников вызывает бесплодие у 10–30% женщин. Снижение овариального резерва может быть связано с возрастом женщины, перенесенными оперативными вмешательствами на яичниках.
Значительно увеличивается за последние годы и мужское бесплодие, которое, как правило, долгое время остается нераспознанным. Причины также могут быть генетическими, а могут быть и приобретенными. Чаще всего это нездоровый образ жизни. На качество спермы влияет курение, алкоголь, различные интоксикации, а также метаболические процессы на фоне ожирения, сахарного диабета и ишемической болезни сердца и других заболеваний.
Очень важно сделать первый шаг и прийти на консультацию к репродуктологу — врачу, который является акушером-гинекологом, но занимается проблемой бесплодия. Позднее обращение пар за медицинской помощью, откладывание деторождения на потом приводит к нежелательным последствиям. Надо понимать, что эффективность репродукции наиболее высока у пациентов в возрасте до 30 лет. Поэтому репродуктологи всего мира бьют тревогу и призывают не затягивать с визитом к врачу. Если вы видите, что беременности на протяжении какого-то времени не наступает, лечение не помогает, надо рассматривать и другие варианты решения проблемы.
Ежегодно в нашем центре мы делаем 600-700 ЭКО по ОМС, и могу со всей ответственностью сказать, что войти в программу несложно, она доступна для супружеских пар, а главное, позволяет значительно сэкономить семейный бюджет на пути к долгожданному родительству. Врач на первой же консультации подробно рассказывает о государственной программе и объясняет нюансы. Главные из них, ограничивающие вхождение в программу, — снижение овариального резерва и заболевания, включенные в категорию противопоказаний.
Ситуация, которая произошла с Ириной — это классика. По статистике у женщин с синдромом поликистоза яичников, которые так же, как она, прошли длительное лечение инсулинорезистентности, коррекции эндокринных и гормональных нарушений, программы ЭКО с рождением ребенка, повторная беременность естественным путем наступает примерно в 50% случаев — при условии проходимости маточных труб и нормоспермии у супруга. Но это очень индивидуально, и никогда нельзя сказать с уверенностью, случится ли это именно у вас.