Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Как сформировать у ребенка здоровое пищевое поведение

Рассказывает специалист по когнитивно-поведенческой терапии

28 июня 2023
Как сформировать у ребенка здоровое пищевое поведение

Сегодня даже подростки сидят на диетах и беспокоятся о собственном весе. Как не допустить подобное нездоровое отношение к еде и телу? И как избежать расстройства пищевого поведения (ПП) у ребенка и привить ему здоровые привычки? Спросили у специалиста по когнитивно-поведенческой терапии, автора бестселлеров «Легко ли быть собой» и «Пищевой монстр», эксперта «Детского радио» Евгении Доновой.

Евгения Донова

Психолог, специалист по когнитивно-поведенческой терапии и терапии принятия ответственности, автор бестселлеров «Легко ли быть собой» и «Пищевой монстр», а также блога о психологии пищевого поведения, эксперт «Детского радио»

- Как избежать РПП у ребенка? Первое и главное — собственный пример! Если у родителей здоровое пищевое поведение и привычки, то риск того, что РПП возникнет у ребенка снижается в несколько раз. И наоборот, если ребенок видит маму, которая бесконечно взвешивается, бесконечно говорит о том, что она толстая, что тут она поправилась и ей нужно срочно худеть, вероятность того, что у ее ребенка будет РПП, вырастает в несколько раз. Поэтому первая рекомендация родителям: если вы понимаете, что у вас есть сложности с ПП, вы слишком зациклены на своем весе или наоборот, питаетесь совсем неправильно и нездорово, работайте прежде всего с собой, отстаньте от детей. Займитесь собой. Первый принцип психологии — начинайте с себя, не надо лезть к кому-то с советами.

Если ребенок видит рядом с собой стабильного взрослого, который ест здоровую еду, не переедает, доволен собой и своим телом, транслирует это в окружающий мир, транслирует ребенку, что тела бывают разные и это нормально, это уже 50% успеха и будет надежной опорой ребенку.

Второй совет — тема телесности, разных тел, критика тел, оценивания тел, то чем часто грешат родители даже самые осознанные и современные. И это как раз то, что часто подталкивает детей в пропасть РПП.

Как сформировать у ребенка здоровое пищевое поведение

К сожалению, матери и отцы часто не фильтруют, что они говорят при детях, особенно при девочках, которые более уязвимы к словам. Девочки в 4-5 лет, приходя в детский сад, уже начинают обсуждать, кто толстый, а кто некрасивый, и это, к сожалению, общая картина. Но она в корне нездоровая. Потому что, если ребенку транслируется идея, что он толстый или слишком худой, красивый или некрасивый, это очень простая идея, а значит, ее очень просто заложить в голову ребенку, достаточно несколько раз  на улице ткнуть пальцем в какого-то полного человека и сказать: фу, посмотри какой некрасивый. Несколько раз достаточно, чтобы ребенок решил, что человек с лишним весом — это «фу». В этом месте у ребенка случается четкая, прочная связка в голове. А это значит, что при первых признаках, когда ребенок начнет набирать вес, он себя автоматически начнет считать плохим, некрасивым. У детей вес может измениться стремительно, в пубертат дети растут скачкообразно, могут набрать вес, потом вытянуться и сильно похудеть и снова набрать, могут появиться и потом уйти щечки, животик, — все это абсолютно нормально при взрослении. В этот период важно не фокусировать внимание на внешнем виде, фигуре. Даже в шутку, даже если вам кажется, что это очень мило, сказать 12-летней дочке про ее пухленькие щечки, — не нужно этого делать! Подумайте тысячу раз, прежде чем отпустить какой-то комментарий о внешности вашего ребенка. Не нужно вмешиваться, и ничего не делать с этим животиком и щечками. Просто позвольте этому быть! Ваш ребенок по-прежнему для вас должен быть самым красивым и лучшим.

И уж ни в коем случае не нужно не сажать ребенка на ту самую первую диету. Конечно, речь не идет про набор 50 кг, когда есть риск для здоровья. Но если у ребенка появился животик, не надо ничего ему об этом говорить!

Иначе при первых признаках лишнего веса у ребенка начнется очень сильная тревога: «Меня не будут любить, я гадость, я ужасная, я плохая, мне нужно срочно похудеть». Появляется первая диета, и здравствуй РПП.

Важно транслировать ребенку, что люди бывают разные, и это нормально. Жесткое разделение (дихотомия или черно-белое мышление), когда толстый — плохой, худой — хороший, толстый — слабовольный, худой — волевой человек, это в любом случае фактор риска для возникновения расстройств.

Как сформировать у ребенка здоровое пищевое поведение
Источник:
Getty Images

Важно транслировать, что тела бывают разные, люди бывают разные, даже если у человека лишний вес, мы не знаем, как он его набрал. Если человек слишком худой — это тоже не означает автоматически красоту и здоровье. Возможно, человек болен. Мы не можем никого судить за внешность. Мы не знаем, при каких обстоятельствах человек поправился или похудел. Мы говорим худому, какой он молодец, как ему идет, а человек возможно, болеет. В принципе судить тела других людей — это не очень здоровая история. И здорово, если в семье будет транслироваться, что мы можем в разных ситуациях поправляться или худеть — это часть жизни, и вес нас не определяет.

Еще одна установка из детства — что мужчина хочет видеть рядом с собой молодую, стройную красивую. И ели ты хочешь, чтобы тебя любили, если хочешь выйти замуж, следи за собой. К сожалению из-за таких установок часто и случаются РПП. Девочке хочется в этой гонке быть впереди других и ради этого она готова жертвовать собой, своей едой и своим пищевым поведением. А один из важнейших моментов для выхода из РПП — осознать нездоровье этой гонки. Что тебе не нужно ни с кем соревноваться для того чтобы жить. И что любят не за то, что ты худая. Что ценность человека не во внешности. Быть примером для ребенка, транслировать боди нейтральность или боди позитивность дома — это уже два кирпичика в здоровом ПП.

Как выработать здоровое ПП у ребенка

  • показывать своим примером, питаться правильно, не переедать,

  • не есть перед телевизором,

  • устраивать семейные завтраки, обеды или ужины, когда мы наслаждаемся обществом друг друга и обсуждаем что хорошего было за день, вместе готовим, вместе выбираем, что будем есть, ходим в магазин. Еда — сфера, в которой можно прививать классные семейные традиции, сфера, которая сближает людей, позволяет им проявить себя, самовыразиться. И именно с едой связаны самые сильные и важные ассоциации. Не зря ведь мы всю жизнь больше всего любим блюда из детства — мамин куриный суп или котлетки, бабушкины оладушки с ее домашним земляничным вареньем. Как показывают исследования, если дети воспитывались в здоровой атмосфере и у них были теплые семейные ужины, они меньше передают и у них более здоровое ПП, потому что нет негативной связки с едой. А вот если кричать ребенку — я тебе сейчас этот борщ за шиворот вылью, или — пока не доешь, не выйдешь из-за стола, ребенок будет воспринимать еду как стресс.

Как сформировать у ребенка здоровое пищевое поведение
Источник:
Getty Images

Как понять что у подростка признаки РПП и как ему помочь?

Если вы хотите, чтобы у подростка были здоровые пищевые привычки, хорошо бы озаботиться этим с самого рождения. Родители тыкают их носом в тарелку, заставляют есть, запрещают сладкое, ставят запрет на некоторые продукты, а потом удивляются, почему дети, получив карманные деньги, тут же бегут тратит их на «запрещенку».  Как с этим работать?

Необходимо постепенно передавать ребенку ответственности за еду. Родители часто передерживают эту ответственность в своих руках. Понятно, что грудному ребенку мы не можем сказать — сам выбирай, что будешь есть и сколько. Но со временем неплохо потихонечку эту ответственность передавать. То есть, давать малышу в руку ложку и вилку, чтобы он ел сам, сколько ему нужно. Давать ребенку до 5-7 лет самому решать, в каком темпе и как часто ему есть, какое количество еды ему класть в рот, а какое оставить на тарелке. Годовалого бессмысленно спрашивать, что ты хочешь на ужин, а вот ребенка 3-4 лет уже можно спросить, чего ему хочется больше — жидкого или твердого, горячего или холодного, что приготовить на ужин, сколько положить.

В этом процессе мы по сути обучаем его есть. Кажется, что все мы умеет есть с рождения и отчасти это так, но, здоровому ПП мы обучаем ребенка в процессе взросления, как раз примерно до подросткового возраста, пока идет становление основного пищевого поведения. Когда мы передерживаем эту ответственность и говорим: ты будешь есть только то, что я сказала, ты съешь все, что я тебе положила, или, лучше я сама тебя покормлю, а то ты весь обляпаешься, — ребенок просто не понимает, чего он хочет и когда он должен остановиться.

А если мы еще и ставим бесконечные запреты, то у ребенка появится интерес к фанфуду (еда для радости) — шоколаду, газировке. И этот запрет «стрельнет» в подростковом возрасте перееданиями за спиной родителей.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения