Родители стараются дать своему ребёнку все самое лучшее. Иногда здесь срабатывает установка: «У меня этого не было, так пусть хоть мой ребёнок порадуется».
И вот уже пищащие, кричащие, стреляющие, двигающиеся игрушки скупаются в детских магазинах в огромных количествах и приносятся домой. Ребёнку наперебой рассказывают про очередное чудо техники.
Вот здесь возникает вопрос: всегда ли изобилие игрушек помогает ребёнку в развитии или нужно относиться к их выбору более избирательно? Разбираемся вместе с экспертами по двигательному и сенсорному развитию детей с рождения до 3-х лет Игорем и Татьяной Новокриницкими.
Взаимосвязь игрушек и развития ребёнка
Физическое и нервно-психическое развитие ребёнка проходит ряд последовательных этапов. Для каждого из них характерен определённый набор навыков. Если ребёнок владеет всеми навыками, характерными для своего возраста, то его нервно-психическое развитие проходит нормально.
Правильно подобранные игрушки помогают ребёнку развиваться в соответствии с возрастом, а иногда и опережая его.
Как правильно выбрать игрушку
Ребёнку не нужно больше игрушек, ему нужны вы! Поэтому, прежде чем приобрести очередную ненужную безделушку, задумайтесь, как она повлияет на развитие малыша. При выборе игрушки нужно ориентироваться на несколько простых правил:
1. Учитывать возраст
Мозг ребёнка развивается поэтапно, поэтому нужно ориентироваться на возраст. Например, глупо дарить младенцу планшет или смартфон, а вот погремушка будет для него полезной игрушкой, развивающей внимание.
Для правильного выбора игрушки нужно знать особенности, характерные для каждого периода жизни малыша. Например, грудничкам желательно дарить яркие игрушки без мелких деталей. Мелкие игрушки ребёнок может нечаянно проглотить, отдельные детали могут попасть в дыхательные пути, поэтому их дарят в более осознанном возрасте, когда ребёнку можно уже что-то объяснить.
Не стоит дарить игрушки, требующие навыков, которых у ребёнка ещё нет, например, сложные пазлы до того, как у младенца разовьётся мелкая моторика, игрушки с буквами до понимания речи. Всё это создает когнитивную перегрузку.
2. Не мешать ребёнку познавать мир
Дети — это маленькие первооткрыватели. Они каждый час, каждый день узнают что-то новое. Самое главное — не мешать им в этом. Настоящий бич современных игрушек — подавление естественного интереса и познавательной активности малыша.
Слишком сложные, шумные, перегруженные функциями или навязчиво «обучающие» игрушки подавляют собственную инициативу младенца. Он становится пассивным наблюдателем, а не активным исследователем.
Яркие, мигающие, громко поющие игрушки с хаотичной сменой эффектов перегружают нервную систему младенца, мешая ему сосредоточиться на каком-то одном действии, изучать свойства предмета более глубоко. Это может способствовать формированию «клипового» мышления.
Кроме того, младенец не понимает причинно-следственной связи: почему игрушка начала петь и мигать? А осознание последствий своих действий для малыша — важный этап в развитии разных отделов мозга.
3. Обращать внимание на моторику и органы чувств
Младенцы нуждаются в игрушках, развивающих их сенсорные способности (осязание разных текстур, восприятие натуральных звуков, контрастных цветов) и движения (хватание, толкание, бросание, ползание к цели).
Игрушки, лишенные сенсорного разнообразия или ограничивающие движение (например, долгое пребывание в электронных качелях вместо ползания), могут задерживать формирование базовых сенсорных и моторных навыков.
Ориентация родителей только на приобретение «обучающих» игрушек (буквы, цифры) в ущерб сенсорным, моторным, сюжетно-ролевым может привести к дисгармоничному развитию. Ребёнок может знать буквы, но не уметь залезть на горку или понять простую инструкцию: «Положи мячик в коробку».
Не надо стремиться сделать из ребёнка вундеркинда. Малышу сначала важно вдоволь поползать и осознать трёхмерность пространства, а только потом учить буквы. Известны случаи, когда ранний акцент на символах (буквах) шёл вразрез с незрелостью пространственного восприятия и других базовых функций, приводя к трудностям развития.
4. Обращать внимание на материал, из которого сделана игрушка
Согласно ГОСТу игрушки должны быть сделаны из экологически чистого материала. Проверить это очень легко: такие игрушки не будут резко пахнуть, краска не будет с них линять и пачкать руки ребёнка. Вот ещё несколько советов по выбору безопасных игрушек:
Обратите внимание на маркировку пластика. Желательно изучить пометки от производителя, что в пластике нет бисфенола-А (ВРА) — очень токсичного вещества. Подойдут игрушки из пластика с полипропиленом (маркировка 5 или PP), полиэтилен низкого давления (маркировка 2 или HDPE) и полиэтилен высокого давления (маркировка 4 или LDPE). Игрушек из ПВХ (маркировка с цифрой 3 или PVC) и с маркировкой 7 (Other) лучше избегать.
Выбирайте игрушки из дерева и натуральных тканей, например, органического хлопка, пуха, шерсти. Стоит избегать игрушек, выполненных из фанеры, ДСП и других типов «дерева», которые представляют собой склеенные листы или стружки из древесины. Обычно клей содержит фенолы — токсичные вещества.
Обратите внимание на другую маркировку. Если на игрушке стоит пометка, что она подходит для вторичной переработки, обычно они менее опасные для ребёнка. На текстильных игрушках ставят маркировку GOTS и Oeko Tex, на бумажных, картонных и деревянных — FSC и PEFC.
Соблюдение этих правил поможет ребёнку правильно развиваться в соответствии с возрастом. Не забывайте, что в первые месяцы жизни ребёнка вы закладываете фундамент здоровой личности на всю жизнь. Здесь не может быть мелочей. Ваша забота и внимание — это залог счастливого детства и гармоничного развития личности.