В первые месяцы после своего рождения малыш не очень четко воспринимает окружающие его звуки. Самым близким и приятным для него звучанием является ласковый голос мамы. Сначала он будет просто слушать, как мама поет или рассказывает, но постепенно, по мере взросления, начнет воспринимать различные оттенки и интонации ее голоса.
Позже вам предстоит стать актрисой и, рассказывая ребенку очередную сказочку, разыграть ее по ролям. Например, «Колобок». Во время повествования придется несколько раз изменять высоту голоса. Роли Колобка, Зайца и Лисы вы будете исполнять высоким голосом, а роли Волка и Медведя – низким. При этом объясните малышу, что голоса первых трех персонажей называются высокими, так как звучат тоненько и ласково, а голоса Волка и Медведя звучат более грубо, и поэтому их называют низкими.
Когда ребенок сможет рассказывать сказки самостоятельно, предложите разыграть одну по ролям. Выберите простую, в которой два действующих лица. К примеру, «Лиса и Волк». Предложите крохе исполнить роль Лисы, а сами возьмите роль Волка.
Предварительно обговорите с ребенком, какой персонаж будет говорить высоким голосом, а какой – низким. Можно привлечь к этому занятию и других членов семьи. Такие же постановки можно разыгрывать с участием различных игрушек. Выберите две игрушки разного размера, например большую и маленькую собачку. Спросите у крохи, каким по высоте голосом должна лаять большая собачка и каким – маленькая, вместе с ним изобразите эти звуки.
Они поют!
Возьмите изображения двух птиц: большой вороны и маленького воробья. Предложите ребенку определить, какая из птиц будет петь более высоким голосом, какая более низким. Если малыш даст правильный ответ, попросите его рассказать вам, почему именно он так решил. Скорее всего, малютка будет руководствоваться размерами птиц. Если ребенок не сможет ответить самостоятельно, изобразите ему карканье вороны и чириканье воробья. Возможно, кроха быстрее определит высоту голосов на слух. Точно так же можно работать и с другими картинками, изображающими разных по величине животных и птиц.
В каждом случае объясняйте малышу, что у большого животного голос грубый и, следовательно, низкий, а у маленького – тонкий, то есть высокий.
Мой оркестр
Особенно большую пользу в ваших занятиях принесут различные детские музыкальные инструменты. Достаточно приобрести несколько разнохарактерных инструментов: колокольчик, детскую игрушечную гитару, барабанчик. Для начала вы можете использовать просто два отрезка лески разной толщины. Пригласите к участию в этом занятии еще кого-то из членов семьи. Туго натяните руками каждый кусок лески и предложите малышу пощипать пальчиком первую и вторую струну по очереди. Хорошо натянутая леска будет издавать звонкое звучание. Толстая струна будет звучать более низко, а тонкая – повыше. Малышу будет нетрудно определить высоту' звучания каждой лески. После этого подготовительного упражнения можно начинать занятия с детской гитарой. Этот инструмент обычно имеет несколько струн разной толщины и, соответственно, разной высоты. Теперь малыш может пощипать пальчиком каждую струну, начиная от самой толстой или, наоборот, от самой тонкой.
Обязательно обратите внимание крохи, что струна, становясь тоньше, начинает петь более высоким голосом, а по мере утолщения струны – более низким. Теперь возьмите маленький медный колокольчик и барабанчик. Предложите малышу позвенеть колокольчиком и постучать на барабане.
Раз ступенька, два ступенька…
А теперь вам предстоит стать певцами и вместе с малышом попытаться спеть несложные мелодии, постепенно повышая и понижая голос. Для начала нарисуйте на большом листе бумаги семь ступенек вверх и столько же вниз.Это схема, по которой вы будете петь. Все родители, будучи школьниками, на уроках пения проходили, что такое гамма. Это семь звуков, которые постепенно повышаются от первого звука к седьмому. Вы можете петь ее на любой слог, например на «ля» или «та». Возьмите игрушку и поставьте ее на первую ступеньку лестницы. Вместе с этим вы голосом поете звук определенной высоты. Высота первого звука может быть произвольной, выберите ее сами. Затем ставите игрушку на вторую ступеньку и поете звук немного повыше первого. Так вы доходите до верхней ступеньки и начинаете спускаться вниз. В этом случае ваш голос будет постепенно понижаться. Можно делать это упражнение вместе с ребенком: он должен сам водить куколку по лестнице и петь вместе с вами.
Надо объяснить малышу, что с повышением ступенек голос становится все более высоким, а с понижением – более низким.
Слушаем сказку
Пришла пора использовать музыкальный материал. Для этого хорошо подойдет симфоническая сказка Сергея Прокофьева «Петя и Волк». Предварительно сами прослушайте запись, чтобы понять содержание произведения. Это будет несложно: музыка сказки сопровождается чтением текста. Перед началом занятия скажите малютке, как она называется, и кратко, в доступной форме изложите ее содержание. Далее объясните ребенку, что у каждого героя сказки есть своя музыка. Во время слушания поясняйте крохе, какие по высоте звуки изображают того или иного персонажа. Образ птички передает нежная флейта, поэтому вашему малютке будет несложно определить, что это звучит высокий голос. Инструменты, рисующие образы дедушки и волка, будут звучать значительно ниже, и кроха уже сможет сам узнавать, какой персонаж изображается звучанием каждого инструмента
Расскажи о ней
Выберите несколько песен с шутливым, жизнерадостным текстом, а также песни печального содержания. К примеру, подойдут песенки «Антошка», «Вместе весело шагать», «Пропала собака», «Раненая птица». Дайте малышу внимательно прослушать песню, а затем предложите ему определить характер музыки. С уверенностью можно утверждать, что кроха правильно охарактеризует мелодию, ведь в этом ему помогут слова песни. Музыкальные произведения могут быть самыми разнообразными, но легкими для восприятия. К примеру, можно взять диски со следующими произведениями: «Турецкий марш» Моцарта, «Лунная соната» Бетховена, «Танец маленьких лебедей» Чайковского, «Полонез» Огиньского, русские народные танцы Барыня», «Сударушка». Подберите нужные слова, чтобы охарактеризовать музыку звучащего произведения. Например, «Танец маленьких лебедей» – «легкая, воздушная». Для пьесы П.И. Чайковского «Осенняя песня» из его альбома «Времена года» подберите слова «унылая, тоскливая». При прослушивании пьесы Э. Грига «В пещере горного короля» можно сказать, что это «таинственная, загадочная» музыка. Слушая марши, объясните крохе, что эта музыка бодрая и энергичная. В любом случае не бойтесь фантазировать, рассказывая малышу о характере и настроении звучащего произведения.
К трем годам можно предложить малютке самостоятельно подбирать подходящие слова. Сначала дайте крохе прослушать несколько одинаковых по характеру произведений. Например, веселые детские польки композитора Глинки. По окончании слушания спросите у малыша, какое у него было настроение вовремя звучания музыки, что бы он хотел сделать под эту мелодию. Если ребенок правильно оценил характер музыки, скорее всего, ему захочется весело подвигаться под звучащую польку.
Затем можно включить что-нибудь более спокойное, грустное, к примеру «Лунную сонату» Бетховена. И тут должно возникнуть желание спокойно посидеть на месте и даже, может быть, о чем-нибудь призадуматься.
Рисуем музыку
Все малыши, едва научившись держать в руках карандаш, тут же стремятся в самых неподходящих местах создать свой художественный шедевр. Используйте это стремление вашего малютки и предложите ему' «нарисовать» музыку. Для начала поставьте диск с веселой, задорной музыкой. Это может быть «Шутка» И.С. Баха или «Итальянская полька» Рахманинова. В первую очередь кроха должен просто внимательно прослушать звучащее произведение. Если во время слушания он будет бурно выражать свои эмоции, не останавливайте его. Это значит, что малыш правильно определил характер исполняемого произведения.
А теперь дайте ребенку лист бумаги и цветные карандаши и вместе с ним под эту музыку попробуйте нарисовать какую-нибудь картинку. Перед началом рисования поинтересуйтесь у крохи, какого цвета карандаши он хочет взять для рисунка. Логично предположить, что малыш выберет карандаши ярких, красочных тонов. Теперь можно приступать к рисованию. Во время всего процесса должна звучать та же музыка.
Поокончании работы вместе с ребенком рассмотрите выполненный рисунок. Попросите малыша рассказать вам, почему именно эта картинка подходит для данной музыки. Помогите крохе наводящими вопросами: веселая или грустная музыка звучала во время рисования, какое настроение было у малютки в это время, что он представлял себе, слушая звучащую музыку? Ребенок 3–4 лет в состоянии вполне связно ответить на ваши вопроса и охотно расскажет о своем впечатлении от прослушанного произведения.
Точно такое же задание можно выполнять и под музыку грустного, печального характера. В этом случае вы можете включить произведение Ф. Шуберта «Аве Мария» или «Лебедь» Сен-Санса. Теперь ребенок, скорее всего, выберет карандаши более темных опенков, а созданный им рисунок будет разительно отличаться от предыдущего. Поговорите с малышом. Если малютка самостоятельно не сможет выбрать сюжет для своего рисунка, помогите ему ненавязчивыми советами. К примеру, под веселую, радостную музыку предложите ему нарисовать голубое небо с ярким солнышком, а под звучание произведения грустного характера – серое небо с темными тучами.