Пубертатный период — ключевой с точки зрения формирования личности. Это очень сложное время для подростка — гормоны бушуют, ему кажется, что он один против всех в этом мире, а еще — что все внимание окружающих сосредоточено исключительно на нем. Такое восприятие себя как пупа земли психологи называют инфантильным или нарциссичным — и, увы, многие несут его с собой во взрослую жизнь.
Психолог Михаил Лабковский уверен, что именно поэтому люди даже в солидном возрасте иногда ведут себя как 14-летние.
Не произошла сепарация
Инфантилизм может быть свойственен людям, у которых не произошла сепарация от родителей. Под сепарацией психологи имеют в виду состояние, при котором человек ощущает себя самодостаточной и цельной личностью, способной нести ответственность за свои поступки и принимать решения.
«Дело в том, что у людей, которые не смогли сепарироваться от своих мамы и папы, бывают две противоположные идеи, — отмечает Лабковский. — Некоторые считают, что их родители — изначально безупречные ангелы. Даже если они позволяли себе плохие вещи — физическое или эмоциональное насилие».
В итоге такие люди и во взрослой жизни продолжают терпеть даже то, что им неприятно, винить себя за то, что не ощущают должной благодарности по отношению к своим близким и склонны слишком сильно ориентироваться на чужое мнение.
Вторая группа людей, у которых явные проблемы с сепарацией, верит в то, что родители — это монстры, которые сломали жизнь своему ребенку. Эта разрушающая установка мешает при построении карьеры, дружеских и романтических отношений — ведь человек во всех своих бедах винит родителей и не хочет брать ответственность за свою жизнь.
Лабковский убежден, что представителям обеих групп именно поэтому сложно повзрослеть и быть счастливыми — для начала им нужно разобраться со своим отношением к родителям.
Что делать
Чтобы психологически повзрослеть и все же пройти сепарацию до конца, стоит осознать, что мама и папа — это такие же живые люди, которые могут совершать ошибки. Они не небожители и не чудовища — нет смысла бросаться из крайности в крайность. Они вели какую-то свою жизнь, делали выбор, который не всегда был правильным, сожалели о своих поступках. Были какие-то внешние обстоятельства, из-за которых все сложилось так, а не иначе.
Но при этом не нужно отрицать то, что они, скорее всего, любили своего ребенка и пытались сделать все, что было в их силах, для того, чтобы он был счастлив. И лучше всего это, конечно, обсудить с психологом.