Мы выслушали ее позицию и спросили эксперта, не устарели ли жесткие требования к почерку в начальной школе.
«Условный отличник», — в шутку называет учительница моего сына.
Шутка, скорее грустная, чем смешная. При текущих пятерках за устные ответы получить «отлично» за контрольную практически невозможно. Минус балл за почерк, за исправления. Исправлены даже не ошибки, описки. Дрогнула рука, вывела не ту букву. Сам заметил, сам исправил. Без разницы.
Ладно. Русский. Допустим. А как быть с математикой? Можно ли считать ошибкой помарку в записи ответа в задаче? С точки зрения учителя — можно. Решил на пять, получил четыре.
Рабочие тетради пестрят тройками и пометками «старайся». Он старается. Но разница между «постарался» и «поленился» в его случае невелика.
Страница в математике вся в красных вопросительных знаках. Где ошибка? Да вот же, вместо четырех клеток между классной и домашней работой отступил три.
«Скажи „спасибо“, что вас еще не заставляют отсчитывать клетки от начала строки», говорит подруга, дочка которой учится в гимназии.
Спасибо. Без иронии.
Скажу честно, этот «единый орфографический режим» за 2,5 года попортил нам немало крови и нервов. Мы прошли все стадии: гнев, отрицание, вырванные из тетрадей листы, принятие.
«Приношу каждые полгода учительнице справку от логопеда, — рассказывает та же приятельница. — с диагнозом „дисграфия“ оценки за помарки не снижают».
Окей, это справедливо. Но что принести мне? Справку о гиперактивности? О слабой моторике? О невнимательности, обусловленной особенностями работы нервной системы? Об отсутствии художественных способностей?
И даже если нет проблем со здоровьем. Да мало ли, почему ребенок напортачил? Может, его нечаянно толкнул под руку сосед, может, внезапно перестала писать ручка! Это повод снизить оценку за четвертную контрольную?
Между прочим, ряд исследований показал: у людей с плохим почерком выше IQ. Просто их руки не успевают за работой мозга. Что ж, буду утешать себя этим. Но считаю, что орфографические режимы, действующие сегодня устарели. И их надо пересматривать.
Мнение эксперта
«Сам процесс выработки правильного почерка считается современными психологами, педагогами и методистами нужным навыком, даже несмотря на то, что мы и наши дети все чаще используем вместо ручки и бумаги клавиатуру.
Дело в том, что развитие графических навыков младших школьников попутно развивает большое количество важных процессов: мелкую моторику (которая, как известно влияет на мышление и речь), концентрацию внимания, дисциплинированность, усидчивость, умение структурировать материал, распределять его и разделять, умение ориентироваться в пространстве.
Именно поэтому до сих пор в начальной школе такое большое внимание уделяется планомерному формированию правильного почерка. Хотя, безусловно, сильное снижение оценок за него — не лучший метод его коррекции и мотивации ребенка к дальнейшей работе».
«По свидетельству большинства педагогов, которые на протяжении многих лет наблюдают за своими учениками, дети, у которых разборчивый почерк, учатся лучше. У них активнее развито воображение, они яснее выражают свои мысли, эффективнее анализируют информацию и быстрее находят удачный выход из сложных жизненных обстоятельств. И письменная речь у них развита лучше, поэтому они легко пишут изложения и сочинения. В результате такие дети учатся думать и действовать самостоятельно, а не довольствуются чужими идеями и готовыми «продуктами».
Есть вопрос психологу, педагогу, врачу? Задать абсолютно любой вопрос эксперту можно ЗДЕСЬ — мы обязательно передадим его специалисту и опубликуем ответ. Анонимность — по желанию.