В современной системе образования остро стоит проблема выявления детей с трудностями обучения. При нормальном или даже выше среднего уровне интеллекта им сложно освоить чтение, письмо, счет, у многих наблюдаются дефицит внимания и гиперактивность.
«Опасность кроется в том, что родители и педагоги могут не понимать причин возникновения трудностей у ребенка и не обращаются за помощью к специалистам — нейропсихологам, логопедам, дефектологам, психологам. Это приводит к печальным последствиям — ребенок не усваивает школьную программу, попадает в ситуацию хронического неуспеха, теряет интерес к учебе. Формируется низкая самооценка, которая в младшем школьном возрасте напрямую зависит от успехов в учебе».
Как понять, что ребенку требуется помощь специалиста
Дислексия — трудности освоения чтения — может выражаться в ряде симптомов. Вот некоторые из них:
ребенок читает по буквам/ слогам, не может научиться «сливать» их вместе;
низкий темп чтения: ребенок существенно отстает от сверстников в скорости чтения;
при чтении ребенок путает буквы, обозначающие звуки, близкие по звучанию (д-т, б-п), артикуляции (л-н, ш-с) или зрительно похожие буквы (к-н, з-э);
пропускает, добавляет или меняет местами звуки слова (паровоз — парвоз, под дождем — под дождием, канава — кавана);
зеркальное чтение слогов в составе слова (ма-ам);
не соблюдает правил согласования слов (красивый дерево, другая рукой);
ребенок угадывает окончание слова/ предложения (не дочитывает до конца);
не может понять смысл того, что прочитал.
Часто трудности освоения чтения сопровождаются трудностями освоения письма — дисграфией и дизорфографией. В тетрадях таких детей можно обнаружить характерные ошибки:
смешение букв, близких по звучанию, артикуляции, написанию (п-б, с-ш, у-и, ш-щ) и зрительно похожих (в-д);
повтор элементов буквы (п-т, и-ш), букв (монета — монетта), частей слова (молоко — мололоко) или слов целиком;
пропуск элементов букв, букв (мороз — морз), слогов (молоко — моко) и целых слов;
зеркальное письмо (в случае, если оно наблюдается и во 2-3 классе);
плохой почерк (неопрятность, колебания наклона, высоты букв);
большое количество орфографических ошибок.
При дискалькулии — трудностях освоения счета:
ребенок не понимает, в каком направлении ему нужно двигаться по числовой оси при совершении счетных операций — прибавлять или отнимать (15+9=16);
ребенок путается в разрядном строении числа (17-71);
зеркальное написание цифр;
ребенок по ошибке выполняет не ту операцию (+/-), повторяет предыдущее действие, вместо того, чтобы переключиться на следующее;
ребенок при счете не может удержать в уме промежуточный результат.
Дефицит внимания и/или гиперактивность
Таким детям сложно сконцентрироваться на работе, они быстро утомляются, начинают отвлекаться на все подряд, становятся чрезмерно подвижными, вертятся или, наоборот, становятся медлительными, вялыми. У таких детей также встречаются трудности освоения чтения, письма и счета, но они возникают вторично на фоне низкой работоспособности и недостаточности произвольного внимания.
План действий
Если такие трудности проявляются у ребенка не раз, не два, а постоянно — это яркий тревожный сигнал, повод пройти обследование нейропсихолога и логопеда.
Наиболее благоприятный вариант — если ребенок прошел нейропсихологическое обследование готовности к школе и трудности обучения получилось выявить до того, как ребенок пошел в школу. Второй вариант, когда школьный нейропсихолог и/или логопед проводят скрининговую диагностику в начале первого класса и дают родителям и педагогам обратную связь.
Но чаще трудности обучения обнаруживаются у ребенка лишь к середине второго класса, когда школьный материал усложняется и учитель начинает ставить оценки. Двойки — серьезный сигнал, что что-то не так. На протяжении всей начальной школы коррекция трудностей обучения возможна, однако, чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем легче будет их преодолеть.
Специалисты определят механизмы трудностей обучения, построят индивидуальный план коррекционно-развивающих занятий для ребенка, дадут рекомендации по обучению для педагога и родителей.