Вся информация, представленная в этой статье является личным мнением автора.
⠀
«Я могу этого не знать. Мне это не мешает жить и зарабатывать деньги», — так прокомментировала Анастасия Ивлеева свою неспособность ответить на элементарные вопросы школьной программы.
⠀
Ксения Собчак спросила у нее — «Кто написал «Отцы и дети»? Ивлеева радостно ответила: «Толстой». Чья фамилия Джугашвили, Настя тоже не вспомнила, как и фамилию Петра Первого, которого она стремительно записала в Рюриковичи.
⠀
Чтобы выйти из ситуации с достоинством Ивлеева напомнила Ксюше о своих высоких заработках. Мол, отсутствие знаний ей нисколько не мешает быть богатой и успешной.
Права ли Настя? Давайте разбираться.
⠀
Обязательно ли обычному человеку, живущему в России знать русскую классику? Иметь хотя бы элементарное представление об истории своей страны? Нет, не обязательно.
⠀
Можно не знать, но при этом, как Настя Ивлеева, отлично себя чувствовать. Зарабатывать деньги, вкусно обедать в ресторанах, шикарно путешествовать, покупать квартиры или дома.
⠀
Помню, как однажды, на заре своей карьеры я поехала в пресс-тур в Швейцарию с очень образованными людьми. То были журналисты ведущих российских изданий. Я расскажу, какие разговоры велись за столом.
⠀
— Олеся, а что вы думаете о войне красношапочников и желтошапочников?
⠀
— Олеся, а как вы относитесь к части творчества Достоевского, которую он написал в Швейцарии?
⠀
— Олеся, мне крайне интересно ваше мнение о Луначарском!
⠀
Мнение о Луначарском у меня на тот момент отсутствовало. Более того, я и вовсе не могла припомнить, кто же это? Ровно также я не знала ответы на предыдущие вопросы. И мне было стыдно.
Мне казалось, что все эти люди, тщетно пытающиеся вовлечь меня в интеллектуальную беседу, лучше меня. А потом я спросила себя, а чем они лучше? И поняла — они любопытнее.
⠀
Им не все равно чем занимался Достоевский в Швейцарии, не наплевать за что Мандельштама отправили в ссылку, а Жукова в опалу, им есть дело до того, как провел детство Петр Первый и что вдохновило Куприна на написание «Гранатового браслета». Они хотели знать о людях, чье руководство привело к победе в войне. Они хотели изучать русских писателей, благодаря которым наш язык стал великим.
Им было жуть как важно знать, почему Сталин взял себе кличку Коба, а Николай Второй остался в России, хотя имел возможность сбежать. Они обладали знаниями, не потому, что их кто-то заставлял. Не потому, что это нужно было для работы. Им просто было интересно. Это ключевое слово для данной категории людей — интересно. И с людьми этими было безумно интересно.
Были в моем окружении и другие люди. Их не интересовали искусство, история и литература. Их увлекала только собственная жизнь, работа, отношения, внешность, быт.
Они не читали книг, но смотрели сериалы и ток-шоу. А на вопросы об искусстве и литературе они не могли ответить, потому что не изучали. А не изучали — потому что неинтересно. Это ключевое слово для данной категории людей — неинтересно.
Их увлекает мир лишь в той его части, в которой можно получить всякие «ништяки» и улучшить свое насущное существование — внешность, деньги, гаджеты, быт, материальные блага, интересное кинцо, которое не «грузит»…
Все, что вне личных интересов — неинтересно. А если нет интереса, нет и знаний, все закономерно.
Для таких людей есть емкое название. Мещане. Мещанин — это человек, который не видит смысла получать знания, которые не могут пригодиться ему в его уютной мещанской жизни. Зачем знать то, что не приносит денег? Так рассуждает мещанин. Какая разница, «кто прорубил окно в Европу»? Ведь на этом не заработаешь.
Мещане отлично проводят время — берут в кредит машины и гаджеты, весело тусуются с друзьями в модных местах и знают, где прикупить классных шмоток.
Мещане часто бывают вполне себе неплохими людьми. А вот интересными — редко. Ведь интересным человека делает любопытство к миру, а не к лаку для ногтей.
Мещане редко понимают о мире что-то важное и глобальное. Ведь им неинтересно. А поскольку они мало что понимают о мире, то в них нет возможности вложить это понимание в своих детей.
Поколение людей, не знающих, кто написал «Отцы и дети», растит следующее поколение, давая им невербальную установку — не забивать себе голову ненужными знаниями.
К чему это приводит? К тому, что из года в год нация теряет свою глубину, становится все более поверхностной. Результат мы видим повсеместно — плохая музыка, плохое кино, повышенный интерес к таким шоу как «Дом-2», уничтожение русского языка жаргоном и американизмами, неспособность создавать талантливое и уникальное, неспособность глубоко чувствовать и осмыслять этот мир.
Талантливые люди все чаще уезжают из страны. Их творчество здесь не популярно.
Мещанам больше по душе «Тик-ток», Бородина, Бузова и Моргенштерн. И с каждым годом мещан становится все больше и больше.
Если вас это устраивает — то знать, кто написал «Отцы и дети» вам, как и Насте Ивлеевой, совершенно необязательно.
А вы согласны с мнением автора? Напишите в комментариях.