Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Личное мнение: обязаны ли вы знать, кто написал «Отцы и дети»

Популярный блогер, телеведущая и одна из богатейших женщин России Настя Ивлеева в программе «Осторожно: Собчак» призналась: ей необязательно знать русскую классику, чтобы зарабатывать деньги. Так, может, и правда, не стоит забивать себе и своим детям голову умной литературой? Вот что думает по этому поводу наш эксперт.

29 сентября 2021
Ивлеева Собчак, интервью, видео, школьная программа, Ивлеева о русской литературе, кто написал «Отцы и дети»
Источник:
стоп-кадр «Осторожно: Собчак»
Олеся Миронова

коуч, соционик, автор блога @vse_o_socionike

Вся информация, представленная в этой статье является личным мнением автора.

«Я могу этого не знать. Мне это не мешает жить и зарабатывать деньги», — так прокомментировала Анастасия Ивлеева свою неспособность ответить на элементарные вопросы школьной программы.

Ксения Собчак спросила у нее — «Кто написал «Отцы и дети»? Ивлеева радостно ответила: «Толстой». Чья фамилия Джугашвили, Настя тоже не вспомнила, как и фамилию Петра Первого, которого она стремительно записала в Рюриковичи.

Чтобы выйти из ситуации с достоинством Ивлеева напомнила Ксюше о своих высоких заработках. Мол, отсутствие знаний ей нисколько не мешает быть богатой и успешной.

Права ли Настя? Давайте разбираться.

Обязательно ли обычному человеку, живущему в России знать русскую классику? Иметь хотя бы элементарное представление об истории своей страны? Нет, не обязательно.

Можно не знать, но при этом, как Настя Ивлеева, отлично себя чувствовать. Зарабатывать деньги, вкусно обедать в ресторанах, шикарно путешествовать, покупать квартиры или дома.

Помню, как однажды, на заре своей карьеры я поехала в пресс-тур в Швейцарию с очень образованными людьми. То были журналисты ведущих российских изданий. Я расскажу, какие разговоры велись за столом.

— Олеся, а что вы думаете о войне красношапочников и желтошапочников?

— Олеся, а как вы относитесь к части творчества Достоевского, которую он написал в Швейцарии?

— Олеся, мне крайне интересно ваше мнение о Луначарском!

Мнение о Луначарском у меня на тот момент отсутствовало. Более того, я и вовсе не могла припомнить, кто же это? Ровно также я не знала ответы на предыдущие вопросы. И мне было стыдно.

Мне казалось, что все эти люди, тщетно пытающиеся вовлечь меня в интеллектуальную беседу, лучше меня. А потом я спросила себя, а чем они лучше? И поняла — они любопытнее.


Им не все равно чем занимался Достоевский в Швейцарии, не наплевать за что Мандельштама отправили в ссылку, а Жукова в опалу, им есть дело до того, как провел детство Петр Первый и что вдохновило Куприна на написание «Гранатового браслета». Они хотели знать о людях, чье руководство привело к победе в войне. Они хотели изучать русских писателей, благодаря которым наш язык стал великим.

Им было жуть как важно знать, почему Сталин взял себе кличку Коба, а Николай Второй остался в России, хотя имел возможность сбежать. Они обладали знаниями, не потому, что их кто-то заставлял. Не потому, что это нужно было для работы. Им просто было интересно. Это ключевое слово для данной категории людей — интересно. И с людьми этими было безумно интересно.

Были в моем окружении и другие люди. Их не интересовали искусство, история и литература. Их увлекала только собственная жизнь, работа, отношения, внешность, быт.

Они не читали книг, но смотрели сериалы и ток-шоу. А на вопросы об искусстве и литературе они не могли ответить, потому что не изучали. А не изучали — потому что неинтересно. Это ключевое слово для данной категории людей — неинтересно.

Их увлекает мир лишь в той его части, в которой можно получить всякие «ништяки» и улучшить свое насущное существование — внешность, деньги, гаджеты, быт, материальные блага, интересное кинцо, которое не «грузит»…

чтение, польза чтения, польза классической литературы, зачем читать классическую литературу
Источник:
Catherine Delahaye / Stone / Getty Images

Все, что вне личных интересов — неинтересно. А если нет интереса, нет и знаний, все закономерно.

Для таких людей есть емкое название. Мещане. Мещанин — это человек, который не видит смысла получать знания, которые не могут пригодиться ему в его уютной мещанской жизни. Зачем знать то, что не приносит денег? Так рассуждает мещанин. Какая разница, «кто прорубил окно в Европу»? Ведь на этом не заработаешь.

Мещане отлично проводят время — берут в кредит машины и гаджеты, весело тусуются с друзьями в модных местах и знают, где прикупить классных шмоток.

Мещане часто бывают вполне себе неплохими людьми. А вот интересными — редко. Ведь интересным человека делает любопытство к миру, а не к лаку для ногтей.

Мещане редко понимают о мире что-то важное и глобальное. Ведь им неинтересно. А поскольку они мало что понимают о мире, то в них нет возможности вложить это понимание в своих детей.

Поколение людей, не знающих, кто написал «Отцы и дети», растит следующее поколение, давая им невербальную установку — не забивать себе голову ненужными знаниями.

К чему это приводит? К тому, что из года в год нация теряет свою глубину, становится все более поверхностной. Результат мы видим повсеместно — плохая музыка, плохое кино, повышенный интерес к таким шоу как «Дом-2», уничтожение русского языка жаргоном и американизмами, неспособность создавать талантливое и уникальное, неспособность глубоко чувствовать и осмыслять этот мир.

Талантливые люди все чаще уезжают из страны. Их творчество здесь не популярно.

Мещанам больше по душе «Тик-ток», Бородина, Бузова и Моргенштерн. И с каждым годом мещан становится все больше и больше.

Если вас это устраивает — то знать, кто написал «Отцы и дети» вам, как и Насте Ивлеевой, совершенно необязательно.

А вы согласны с мнением автора? Напишите в комментариях.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения