Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Личный опыт: «Балет — это постоянный негатив и психологические травмы»

Наталия занимается балетом с пяти лет, сейчас ей чуть больше двадцати. Parents она рассказала, кому не стоит мечтать о карьере балерины и как не сломаться в условиях жесткой конкуренции.

31 мая 2022
Личный опыт: «Балет — это постоянный негатив и психологические травмы»
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Профессия тяжелая и требует идеального здоровья

Я занимаюсь балетом с 5 лет, но не помню, чтобы когда-то у меня было конкретное желание стать балериной. Не уверена, что дети вообще могут мечтать о таком. Обычно все происходит так. Ребенок занимается в танцевальном коллективе, ему все нравится, педагог отмечает способности и предлагает родителям отдать ребенка в училище. Звучит отлично, но вот только ни он сам, ни родители понятия не имеют, что будет дальше. В теории каждый ответит, что с удовольствием станет звездой балета или олимпийским чемпионом. Но готов ли ребенок гробить здоровье, отказываться от возможности погулять во дворе, не видеть своих родителей? Вот тут многие задумаются… Желание связать свою жизнь с балетом приходит лишь в процессе обучения и взросления. Но везет не всем. Профессия очень тяжелая физически и требует идеального здоровья.

Какие данные нужны для балета

При поступлении в училище в 10-11 лет в целом смотрят на такие данные: внешность, пропорции фигуры, подъем стопы, гибкость (в это понятие входит наклон корпуса вперед и назад по максимуму, выворотность (проверяют упражнением «лягушка» лежа на спине). Оценивают также прыжок (просят прыгнуть повыше 8 трамплинов), координацию и музыкальный слух: концертмейстер играет мелодию, после нужно прохлопать, повторить ритм. Плюс медицинская комиссия: не должно быть хронических заболеваний и физических изъянов.

У меня из хороших данных отмечали шаг, подъем, выворотность, гибкость вперед и назад, то есть основные физиологические данные подходили для балета. А не хватало прыжка, развитости вестибулярного аппарата, координации. Но нужно понимать, что идеальных данных не существует. Взрослея, изучаешь физиологию человека, понимаешь, что каждая косточка, каждая мышца, каждая клеточка твоего организма взаимосвязаны. Это осознание сильно меняет подход к работе. Ты начинаешь думать, для чего и как ты это делаешь. А нужно ли это конкретно твоему телу сегодня? Учишься слушать себя, а не бездумно повторять заданные движения в надежде, что станет лучше. Еще про данные: в советское время балерины были ниже ростом, сейчас они более высокие, но еще через 10 лет все может поменяться. Просто рост без грамотного, технического исполнения и актерских данных никого примой не сделает. Для примера: у Светланы Захаровой рост 175 см, а у Евгении Образцовой — 160 см. Это не помешало им обеим стать примами Большого театра.

Личный опыт: «Балет — это постоянный негатив и психологические травмы»
Источник:
личный архив героини, автор — Григорий Мигунов

При перевесе в 4-5 килограммов точно отчислят

Про вес. В балете допустимо отклонение от нормы в два килограмма. Если набрал больше, тебя начнут долго и упорно гнобить. Отчислят не сразу. Например, в январе контрольное взвешивание, а в мае экзамены — до мая нужно похудеть. В мае, конечно, могут дать еще один шанс — похудеть до августа. Но за лишний вес могут снизить оценку на экзамене. При этом академию не интересует, как ты будешь худеть, это исключительно твоя проблема. А отчислят при перевесе в 4-5 килограммов.

У детей нет понимания, как правильно есть. Это приходит к выпускным классам, после проб, ошибок, экспериментов. Во взрослом возрасте никто уже не голодает: ты понимаешь, что диета — это временная история, не будешь же все время сидеть на кефире. Иначе не сможешь танцевать, ведь балет требует много физических сил. У всех свои секреты, как сохранять идеальный вес. Я, например, выбираю белковый рацион, кто-то отказывается от мяса и так далее. Состояние голода характерно именно для подростков: в 13-14 лет происходит гормональная перестройка, и девочки постоянно хотят есть. У многих учеников развивается расстройство пищевого поведения. Кто-то уходит в анорексию, у кого-то булимия, чаще последнее.

Как обычно гнобят за лишний вес? Могут убрать с центрального станка на боковой. Начнут каждый день повторять: «У тебя большая грудь», «Ты толстая, ты жирная!» То есть на подростка начинают давить, хотя еще недавно он всем был хорош. Девочки начинают искать диеты на форумах а-ля «Типичная анорексичка» и питаться по принципу «литр кефира и два яблока в день». А потом начинаются голодные обмороки. Кстати, в стране, которая гордится своей балетной школой, нет специализированного питания для балетных детей! То есть в буфете училища вы увидите макароны и картошку с мясом и множество булок. У нас в стране нет и специализированных врачей для балетных детей. Когда девочку отведут к педиатру, он скажет, что ее вес в норме. И это правда, ведь по медицинским меркам у нее абсолютно нормальная масса тела, а по балетным — она «жирная». Никого не интересуют психологические причины набора веса — в нашей стране этому никто не уделяет внимания.

Кстати, мальчикам проще, у них как-то не возникает проблем с весом.

Личный опыт: «Балет — это постоянный негатив и психологические травмы»
Источник:
личный архив героини, автор — Григорий Мигунов

Если не делают замечаний, значит, ты идешь на отчисление

Самое сложное в учебе — это постоянные придирки педагогов. В балете тебе регулярно делают замечания, что именно ты делаешь неправильно. И если ты их слышишь, это повод для радости — значит, с тобой работают. А вот если замечаний нет, значит, в тебе уже не заинтересованы и, скорее всего, ты идешь на отчисление.

Но когда ты каждый день слышишь: «Вытяни колено, вытяни стопу, у тебя совсем нет данных, когда начнешь попадать в музыку, криво стоишь» и так далее, радоваться, конечно, не получается. Все это сильно давит на психику ребенка. Ты постоянно слышишь негатив в свой адрес, и многих это ломает, они замыкаются в себе. Начинают думать, что лучше уйти из балета, пока не поздно. Все учащиеся академии переживают этот переломный момент — желание все бросить. Самое сложное — не сломаться психологически до выпуска из академии! Ну а дальше можно мечтать о карьере — но, боюсь, легким приятным приключением она тоже не будет.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения