Сейчас Константина Паустовского больше знают по рассказам, которые входят в школьную программу средних классов. А еще несколько десятилетий назад писатель был одним из самых популярных и читаемых авторов в стране. Помните мультики «Стальное колечко», «Растрепанный воробей», «Теплый хлеб», «Жильцы старого дома»; фильмы «Телеграмма», «Северная повесть», «Обещание счастья» и много-много других потрясающих произведений?
Нужно сказать, что писателя хорошо знали и любили во всем мире. Его книги переводились на иностранные языки, четыре раза Константин Георгиевич был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. А голливудская звезда тех лет Марлен Дитрих даже опустилась перед ним на колени, выражая свое восхищение. К юбилею писателя мы вспоминаем факты его выдающейся жизни.
Сын неисправимого мечтателя
Константин Паустовский родился в Москве в 1892 году. Его отец, железнодорожный статистик, вопреки профессии, слыл неисправимым мечтателем, фантазером и далеким от рутинной жизни человеком. Родственники считали его легкомысленным и бесхарактерным: как говорила бабушка будущего писателя, суровая турчанка Фатьма, принявшая в России православие, «он не имел права жениться и заводить детей».
Мать писателя, дочь служащего на сахарном заводе, происходила из польского рода ревностных католиков и выглядела женщиной властной и неласковой. Маленький Костя много времени проводил с дедом, слушая старинные казачьи песни, и с бабушкой-полькой, которая пыталась привить мальчику религиозность. «Семья наша была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, благоговейно любили театр», — так потом описывал свое детство писатель.
Удивительные повороты судьбы
Авантюрный характер отца Паустовского не давал семье долго оставаться на одном месте. В какой-то момент семья осела в Киеве, там же маленький Костя отправила постигать азы науки в гимназию. Кстати, вместе с ним учились ставшие потом «известными в искусстве» писатель Михаил Булгаков, драматург Борис Ромашов, певец Александр Вертинский.
Учеба Паустовского в выпускном классе Киевской гимназии пришлась на столетний юбилей заведения. В эту памятную дату его посетил Николай II, а юному Константину удалось представиться и пожать руку лично императору.
Но вообще взросление Паустовского нельзя назвать легким. Его родители развелись, что поставило семью в трудное финансовое положение: юному гимназисту с 6-го класса пришлось давать уроки, чтобы заработать немного денег. Кроме того, он пережил две революции — Февральскую и Октябрьскую — и три войны — Первую мировую, Гражданскую и Вторую мировую.
География — любимый школьный предмет
До того как стать известным, Паустовский сменил десятки городов и профессий. Родившись в Москве, через 6 лет переехал на Украину, где жил, взрослел, писал первые очерки в журналы. Затем вернулся в Москву, устроившись кондуктором трамвая. В городе он пробыл недолго — ждала работа на санитарных поездах. А после — на заводах в Екатеринославе, Юзовке, Таганроге.
Февральская революция вернула его в Москву для работы репортером, но следом опять пошли переезды: Киев, Одесса, Крым, Сухуми, Батуми, Тбилиси, Баку, Ереван. Паустовский побывал даже в Северной Персии, пока в 1923 году не вернулся в Москву.
Он считал, что писателю необходимо «уйти в жизнь», чтобы «все знать, все почувствовать и все понять». Так, например, в трактирах он наблюдал за простыми людьми: «Я пристрастился в то время к московским трактирам. Кого только я там не встречал! И каких только говоров я не наслушался, жадно запоминая каждое меткое слово». А спустя годы после каждой его поездки по стране у него появлялась новая книга.
Четырежды номинант Нобелевской премии
Паустовский четыре раза выдвигался на Нобелевскую премию по литературе, но так и не получил ее. Считается, что по политическим причинам. Первый раз, в 1965 году, он уступил Михаилу Шолохову. На следующий год писатель не вошел в короткий список. В 1967 году Паустовский был выдвинут на премию шведским автором Эйвиндом Юнсоном, но комитет отклонил его кандидатуру. Третий раз был номинирован в 1968 году, но скончался, не дожив до выбора лауреата.
Все, кто знали писателя лично, говорили о нем как о крайне справедливом, честном и порядочном человеке, который никогда не шел на сделку с совестью. Он не служил партии, не писал восторженных благодарностей и не участвовал в заговорах против коллег, но помогал тем, кто в этом нуждался.
«Утром после ночных разговоров люди стыдятся смотреть друг другу в глаза. Люди вообще стыдятся хороших вещей, например человечности, любви, своих слез, тоски, всего, что не носит серого цвета», — писал Паустовский в книге «Блистающие облака».
Любимый писатель Марлен Дитрих
На фото 1964 года актриса преклоняет колени перед писателем во время их встречи в Москве. О Паустовском Дитрих узнала, прочитав его рассказ «Телеграмма» в одном из сборников. А будучи на гастролях в Москве, голливудская звезда поделилась мечтой — увидеть писателя, который произвел на нее такое сильное впечатление.
Это казалось маловероятным — в те дни Константин Георгиевич уже тяжело болел. Но перед концертом Дитрих сообщили, что Паустовский находится в зале. Она потом вспоминала, что во время представления дико волновалась и совсем растерялась, когда в конце вечера увидела, что великий писатель поднимается на сцену. Марлен Дитрих тут же опустилась перед ним на колени.
Восхищение было взаимным, Паустовский пообещал ей: «Марлен Дитрих, если я напишу рассказ, подобный „Телеграмме“, то я позволю себе посвятить его Вам». В своих мемуарах Дитрих будет жалеть, что «встретила его слишком поздно».
Паустовский и муза Матисса
Писатель был женат трижды. Первый раз 24-летний Паустовский венчался с Екатериной Загорской. Они встретились на фронтах Первой мировой. После 20 лет брака, в котором родился сын, семья распалась, и Паустовский женился во второй раз на Валерии Валишевской-Навашиной, сестре известного польского художника.
А самой большой его любовью, как он сам говорил, стала актриса Татьяна Евтеева-Арбузова: «Нежность, единственный мой человек, клянусь жизнью, что такой любви (без хвастовства) не было еще на свете». В этих отношения у 58-летнего писателя родился сын Алексей.
Но помимо любовных отношений, судьба свела писателя с еще одной удивительной женщиной — Лидией Делекторской. Переводчица, секретарь и муза художника Анри Матисса познакомилась с Паустовским во время его поездки в Европу в 1956 году. Между ними сразу завязалась крепкая дружба, а знаменательную встречу писатель отразил в очерке «Мимолетный Париж».
Широкую известность во Франции Паустовский получил как раз благодаря выходу сочинений в переводе Лидии Дельт (псевдоним Делекторской). Так, благодаря этой хрупкой женщине, им стал восхищаться сам Пикассо и Луи Арагон, а Лидия гордилась: «Я подарила Франции Паустовского, а России — Матисса!».
Завидное трудолюбие
Паустовский был очень трудолюбив — он написал десятки книг, сотни очерков, рассказов и сценариев. При этом, как вспоминали современники, творил он только от руки, считая писательство интимным делом, а создавал произведения очень быстро. Например, объемная «Колхида» была написана всего за месяц. «Для плодотворной работы мне нужны две вещи: поездки по стране и сосредоточенность», — говорил писатель.
Очень любил Москву
Москва была одним из любимых городов писателя. Он родился в Гранатном переулке, уже будучи молодым человеком, вернулся в столицу и жил на Баррикадной, его окна выходили на Зоологический сад. А позже поселился в доме, на месте которого сейчас стоит здание ТАСС. Узнать больше о знаковых для писателя местах столицы можно, послушав бесплатный аудиогид «Москва Паустовского». Его специально к юбилею писателя выпустили ЛитРес и Музей К.Г. Паустовского. Прогулку озвучили молодые актеры Анастасия Мощенко и Роман Михащук.
Что почитать у Паустовского
Если биография писателя заинтересовала вас, а школьная программа забылась, то предлагаем прочесть другие произведений Паустовского, которые точно стоят вашего внимания.
«Телеграмма»
Рассказ был впервые напечатан в 1946 году в журнале «Огонек». Сюжет строится вокруг последних дней жизни пожилой одинокой женщины Катерины Петровны.
Ее дочь Настя давно живет в Ленинграде и совсем не навещает маму. Даже полученная телеграмма о тяжелом состоянии матери не позволяет девушке отодвинуть собственные дела. Пока не оказывается слишком поздно.
Этот трагичный рассказ имеет под собой вполне реальную основу — история была «подсмотрена» писателем во время жизни в рязанской деревне.
«Далекие годы»
Первая книга автобиографической «Повести о жизни», опубликованная в 1946 году, — о детстве писателя. Воспоминания о ранних годах, быте, гимназии и семье наполнены теплотой и любовью.
Здесь и описание учебы, и воспоминания о жизнерадостной тете Наде и странном дяде Юзе, о суровой бабушке-католичке, друзьях и знакомых. Паустовский делится с читателем не просто своей юностью, а портретом эпохи.
«Мещерская сторона»
Повесть включена в список книг, которые рекомендуются для прочтения всем школьникам. Но познакомиться с ней одинаково важно как детям, так и взрослым.
«Мещерская сторона» очень тонко передает красоту природы Средней полосы России. И писатель готов щедро поделиться ею с читателем — страницы повести, опубликованной в 1939 году, пропитаны запахом сосен, заливных лугов и лесных озер.
«Блистающие облака»
Это увлекательный детектив (редкий для Паустовского жанр) с элементами фантастики, написанный под впечатлением от поездок писателя по Кавказу: действия разворачиваются в основном на берегах Черного и Азовского морей.
В центре сюжета трое неутомимых героев — журналист Батурин, писатель Берг и капитан Кравченко. Они заняты поиском исчезнувшего дневника летчика-исследователя Нелидова. Похищенный документ имеет большую научную ценность, а все улики указывают на американского шпиона.
«Литературные портреты»
Сборник очерков, эссе и новелл о выдающихся зарубежных и русских авторах — как современниках Паустовского, так и предшественниках: от Андерсона и Уайльда до Куприна.
В каждой части подчеркивается самобытность и оригинальность героев, открывая привычных писателей читателю с новой стороны. Произведение написано живым и ярким языком, наполнено множеством деталей об оригинальной, иногда трагичной, а иногда беззаботной жизни выдающихся людей.