Людмила Петрановская — известный детский психолог с более чем 20-летним стажем поделилась, как легче относиться к протестам и возражениям подростка. Для начала нужно понять, что в этот момент происходит в его голове. Психолог объяснила, что в переходном возрасте происходит переоценка ценностей и осмысление всех правил и норм морали, которые ему внушали родители с детства. Если в раннем детстве ребенок привык беспрекословно принимать слова старших о том, что небо должно быть синим, а пальцы нельзя совать в розетку, то в пубертате он начинает подвергать эти слова сомнению.
«До подросткового возраста ценности, представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, мы сами загружаем в своих детей в готовом виде. Если мама сказала, что обижать животных плохо, что старших надо уважать, а уроки — это важно, значит, так оно и есть. Но эти ценности и принципы не принадлежат ребенку по-настоящему. суть переходного возраста в том, что подросток должен либо присвоить их себе, сделать полностью своими, либо отвергнуть», — считает Людмила Петрановская.
Психолог подчеркивает, что до подросткового возраста у детей по сути нет совести и собственных нравственных ценностей как таковых. Это просто правила, которые он перенял от родителей. Пока у ребенка нет свободного нравственного выбора, у него не формируется собственный взгляд на вещи и поступки.
При этом Петрановская напоминает, что переходный возраст — это не повод давать ребенку меньше любви и заботы. Наоборот, поддержка и помощь ему нужны как никогда, даже если внешне они протестуют и не принимают их. Даже наше несовершенство и запреты необходимы им.
Сейчас в психологии все чаще говорят о понимании того, что творится в голове детей. С этой точки зрения, когда видишь объяснение тому или иному поведению, становится немного легче принять все капризы детей, которые кажутся нам выходящими за рамки наших ожиданий. Мы недавно писали о том, какие процессы формируются в мозгу подростка и как они влияют на его поведение.