Людмила Петрановская - один из самых известных психологов в России, к советам которой прислушиваются миллионы родителей. Вот уже много лет она занимается вопросами семьи и воспитания детей, проводит мастер-классы, выпускает книги и читает лекции.
В своем блоге психолог часто отвечает на вопросы родителей и консультирует их по сложным темам. В преддверии учебного года один из самых часто задаваемых вопросов: «Как мотивировать ребенка учиться?».
Как на самом деле звучит вопрос «Как мотивировать ребенка учиться?».
Как сделать так, чтобы человек сам по себе, без напоминаний, делал то, что ему не интересно, не нравится, скучно, и не хочется? Ответ — никак.
Мы самих себя то не можем иногда уговорить или заставить делать то, что делать надо, но противно, неприятно, неинтересно и т.д.
И это при том, что мы, взрослые, по отношению к своим рутинным обязанностям находимся в более привилегированном положении, чем дети — мы хотя бы чётко понимаем, зачем всё это делаем и сами определяем «стандарты качества». И если эти стандарты не слишком то высоки, никто не придёт и не скажет, что мы лузеры, лентяи, неряхи и пойдём работать дворниками.
Нас никто не заставляет работать на работе, которая очень не нравится или требует от нас компетенций, которые слабо развиты — у каждого есть слабые места. Если взрослый не дружит с цифрами, его никто не заставит писать бухгалтерский отчёт. Если взрослый не может бегать, никто его не заставит пробежать кросс.
А вот дети находятся в очень уязвимой ситуации. Можешь, не можешь, нравится, не нравится, ты — должен!
А если не получается, к сожалению, школа устроена так, что она не будет тебе помогать, чтобы получалось. Она не будет тебя поощрять и поддерживать за твоё личное продвижение. Она будет каждый раз тебя сравнивать со стандартами и акцентировать те моменты, где ты хуже других.
Если бы нас заставляли делать то, что мы не хотим, и за это ещё и каждый раз сообщали свое недовольство нами, указывали, что у нас опять не получилось, уверяю — мы бы тоже не очень хотели этим всем заниматься.
К школьникам стоит относиться с сочувствием и пониманием, что не мотивацией учеников надо заниматься. Сама система образования нуждается в изменениях, связанных с учетом индивидуальности. А родителям остается только поддерживать ребенка и сочувствовать ему, чтобы тот чувствовал, что он не один.