Личность преподавателя имеет большое значение. Ребенка можно увлечь даже не самым любимым делом, если педагог активный, эмоциональный, доброжелательный и сам заинтересован в своем предмете. Не важно, идет ли речь об учителе-предметнике в школе или в студии дополнительного образования, воспитателе в детском саду или в группе развития для малышей. В любом случае системе «мама-ребенок» нужно меняться, чтобы впустить в свое поле еще одного человека — педагога, и начать выстраивать с ним взаимоотношения.
Третий не лишний
Главная особенность в этом треугольнике — то, что в мамину сферу влияния на ребенка, в ее систему ценностей и принципов воспитания попадает чужой человек со своими взглядами на жизнь, детей и себя в этой системе. С этими взглядами нужно мириться, уважать их (или хотя бы не обесценивать), и выполнять указания преподавателя.
Если вы присутствуете на занятиях, сидите тихо и не перебивайте педагога. Здесь его кабинет, его занятия — он главный. Если вы станете комментировать действия преподавателя, «помогать» ему, ребенку будет сложно понять, что на уроке нужно слушаться учителя, а не вас. Авторитет педагога и его влияние на ребенка будут снижены.
Кому должен нравиться педагог
Выбирать преподавателя, особенно пока ребенок маленький, должна мама. Хорошо, когда педагог вызывает доверие у ребенка и нравится ему. В идеале, конечно, когда и взрослый, и ребенок симпатизируют учителю, уважают и признают его авторитет. Но так как большую часть времени с ним будет проводить ребенок, то для мамы достаточно, чтобы этот человек ее просто не раздражал. Все-таки нужно будет задавать вопросы, обсуждать что-то, а если случится конфликт? Сложно сохранять объективность и спокойствие рядом с тем, к кому у тебя антипатия.
Мамина изначальная задача — найти педагога по требуемому направлению. (Речь, конечно, о сфере дополнительного образования. В общеобразовательной школе нет возможности выбирать преподавателей). Итак, с чего начать? Наверное, важно, чтобы преподаватель производил впечатление интеллигентного человека, был опрятен и вежлив. Мама имеет полное право поинтересоваться его дипломами в данной сфере, опытом работы и вообще задавать любые интересующие вопросы.
Один капитан
На занятиях главный — учитель. Он имеет полное право устанавливать свои правила и порядки, требовать их выполнения. Разумеется, речь идет не о тех правилах, когда жизнь и здоровье ребенка оказываются под угрозой. Если вы не согласны с действиями педагога, с его просьбами, у вас есть полное право его поменять. Но прежде чем это делать, задумайтесь, а что, собственно, произошло? Какие требования выдвигает педагог, чем они вам не нравятся? Ваше негодование объективно или вам просто не по душе то, что делает учитель? Допустим, музыкальная школа. Вас задевает, что педагог сделал замечание ребенку по поводу недостаточно проработанного домашнего задания. Но это его право и даже обязанность — требовать от ребенка добросовестности. А вот если педагог повышает голос на ученика на занятиях или ребенок часто расстроен и подавлен после урока — это повод для серьезного разговора между родителем и преподавателем. Причем часто получается спокойно договориться о разумном компромиссе. Шероховатости на начальном этапе общения — это нормально.
Ребенку, привыкшему к системе взаимодействия только в семье, на первых порах сложно принять другие правила. Но дети довольно адаптивны, и возможность оказаться в другой системе ценностей и координат очень полезна для ребенка.
Должен ли педагог воспитывать детей?
Например, преподаватель роботехниики говорит, что его задача научить собирать роботов и читать схемы, а вовсе не следить за тем, насколько нецензурно выражаются дети на его уроках. Или учитель рисования настойчиво убеждает детей, что каждый из них обязан связать свою жизнь с искусством. И та и другая позиция — это крайность. Возможно, воспитанием как таковым педагог и не обязан заниматься, но следить за этическими нормами на своих занятиях ему вполне под силу.
Мы ждем от педагога, что он будет увлекать своим предметом, но не наставить на выборе его делом всей жизни. Будьте готовы, что преподаватель станет требовать от вас выполнения определенных правил, готовьтесь проявлять гибкость в этом вопросе и «давать отпор», обозначая свои границы: «Спасибо, мы хотим только рисовать, на будущее у нас пока другие планы».
Ошибки родителей
Вот шесть распространенных заблуждений родителей относительно общения с педагогом.
1. «Ребенок сам разберется»
Оставлять ребенка один на один в конфликте с преподавателем — все равно, что бросить его в реку, чтобы научился плавать, мол, «как-нибудь справится». Это неправильно. Ваша задача показывать ребенку: что бы ни случилось, вы на его стороне. Не в том смысле, что вы готовы оправдать любой поступок чада, а в том, что не отвернетесь, даже если ребенок не прав.
2. «Педагогу виднее, он прав»
Это позиция не «взрослый–взрослый», кем вы, собственно, с педагогом и являетесь, а «взрослый–ребенок», причем в позиции ребенка выступаете вы. Педагог, безусловно, человек грамотный, с образованием, позволяющим заниматься определенным видом деятельности, но он не истина в последней инстанции. Вы имеете полное право ставить действия педагога под сомнение и просить их пояснить.
3. «Боюсь спорить, ребенку станет хуже»
Это позиция жертвы, когда вы заранее признаетесь в том, что из-за вашего возмущения к вам или вашему ребенку обязательно изменится отношение, причем в худшую сторону, и поэтому готовы страдать уже сейчас. На самом деле, любой педагог морально готов к тому, что родитель придет и будет чем-то интересоваться, о чем-то просить, что-то выяснять.
Страх идти конфликт с учителем оправдан только в том случае, если ваши действия необъективны, и ваша цель — унизить достоинство педагога. Ну, или если адекватность преподавателя вызывает у вас сомнения. Но зачем вам такой педагог?
4. «Ребенок всегда прав, педагог должен подстраиваться»
Нет, не должен. Если у вас нет специального профессионального образования, вы можете только фантазировать на тему того, как именно должен себя вести педагог в данном виде деятельности. В том время как он сам опирается на знания и опыт. Ребенок точно не может быть всегда прав, как и любой человек в мире. Важно учить его уважать и принимать правила, которые предъявляет учитель.
5. «Надо объединиться с педагогом против ребенка»
Сфера влияния педагога заканчивается за пределами класса или спортзала. Если у вас какие-то сложности с ребенком, если вы испытываете затруднения в его воспитании, если вам хочется на него как-то повлиять, педагог вовсе не обязан играть с вами в эту игру. Он знает свои обязанности и выходить за их рамки совершенно не заинтересован. И в этом он прав.
6. «Попрошу педагога быть построже»
Если вы выбрали педагога, если вы ему доверяете, значит, вы принимаете его правила ведения занятий. И если у него ребенку можно «стоять на голове», несмотря на то, что это урок китайского, вы в это вмешиваться не должны. У себя дома вы определяете, можно беситься или нет, а на занятиях это решает педагог.
Вот что я скажу…
Можно ли вести разговор с педагогом в присутствии ребенка?
Все зависит от ситуации. Если ребенок просит вашей поддержки, говорит, что учитель ему грубит или обижает, идите к преподавателю вместе. В этом случае вы не только проясните ситуацию, но сможете быть примером для сына или дочери, как стоит вести переговоры и разрешать сложные ситуации. Сохраняйте выдержку.
Если же вам просто что-то не нравится, если вас тревожит состояние ребенка после занятия, если у вас есть вопрос по поводу самих занятий, идите к педагогу на разговор один на один, потому что это уже ваша инициатива. Будь вежливы, но не заискивайте.
Педагог — это человек, который делает свою работу в отношении вашего ребенка. И вы имеете полное право быть в курсе того, как эта работа организована, оставить свое мнение и мнение своего ребенка.
Большая удача — сразу найти своего педагога. Но иногда приходится прилагать определенные усилия и к его поиску, и к налаживанию контакта с ним. Однако результат того стоит.
Больше полезных материалов о школьном образовании — в нашем канале на