Мы ведь часто берем ее домой — в виде стопки документов, нерешенных проблем или накопленных за день эмоций. Кому из работающих мам не приходилось говорить: «Сегодня не до игр — у меня был очень сложный день»?
Катя совсем еще маленькая. Но, кроме положенных для ее возраста простых слов, она знает еще слово «отчет». Выговаривает его довольно хорошо и каждый раз со слезами. Это слово означает, что мамы в ближайшее время не будет. Вернее, быть-то она будет, но не будет делать то, что делает всегда. Укладывать спать, помогать одеваться, провожать в садик, смотреть мультфильмы — ничего этого мама, после того как сказала «отчет», уже не делает.
Даже на плач реагирует по-другому: не успокаивает саму Катю, а, приоткрыв дверь, кричит: «Вы что, не слышите, ребенок плачет? А у меня отчет!» Иногда в это время бабушка забирает Катю к себе. Иногда туда же по вечерам со своей работы приходит и папа. Взрослые спокойно относятся к ситуации, стараются, чтобы и Катя все понимала правильно. Говорят, что мама всегда мечтала о такой работе, и что сейчас у нее появились там прекрасные перспективы, и что для того, чтобы быть уверенной в своем положении, ей нужно показать себя с самой лучшей стороны. Чем, собственно, она и занимается, когда готовит свои отчеты.
Социологи подсчитали, что за каждые десять лет количество времени, которое мы тратим на работу, увеличивается на один час. Людей, работающих одновременно в двух-трех местах, за двадцать лет стало больше почти наполовину. А тех, кто готов ради работы менять место жительства, — в разы. И все это не обязанность, а добрая воля, ведь изменилось само отношение к понятию «работа».
Сейчас это не просто труд, необходимость, средство зарабатывания денег. Работа воспринимается важным фактором самореализации, личностного развития и, в конечном итоге, счастья. Даже такое понятие, как хобби, немного отходит на второй план — мы стремимся найти такую работу, чтобы она по максимуму позволяла реализовывать наши интересы. Как эти установки влияют на детей? Очень позитивно. Они с раннего возраста настроены на то, чтобы лучше понять свои склонности, развить их, получить представление о разных профессиях и сделать правильный выбор. Так и будет, если в нашем отношении к работе удастся избежать перегибов.
Показывайте детям результаты своего труда, рассказывайте о работе, доступно отвечайте на вопрос: «Что ты делаешь?». Все это тоже вносит ясность в детское видение картины под названием «семья и работа».
Работа не волк… а тигр
«Ну, что, малыш, будешь продолжать дело родителей?»
«Не знаю. Пока я не умею так кричать».
Родители шестилетнего Паши — люди успешные и в своем городе известные. Бизнес, который начали, что называется, с нуля, сейчас приносит и прибыль, и удовлетворение. Конечно, в самом начале было трудно. Кредиты, конфликты, неуверенность, бессонные ночи. За неимением помещения все обсуждения происходили дома на кухне. Соседи по батарее стучали, когда собрания были слишком бурными. Сейчас есть и офис, и хорошие специалисты, решающие многие вопросы. Но привычка обсуждать все самое важное дома осталась. Споры мамы-учредителя и папы-учредителя бывают такими долгими, что Паша засыпает, не дождавшись примирения сторон. О том, что скоро ему быть «последователем», он слышит постоянно. И всегда смешит взрослых своими ответами: «Я? А что, больше уже никто к вам на работу идти не хочет?», «Пусть прадедушка будет последователем — он все равно на пенсии». «Работа не волк, а тигр» — это тоже его. Продолжил услышанную поговорку.
Нет ничего страшного в том, что рабочие дела, проблемы, переживания мы обсуждаем дома. Это говорит о вовлеченности, эмоциональном, живом отношении к происходящему и свойственно людям абсолютно любых профессий. Но имеет большое значение, сколько мы говорим, как и что именно. Агрессивные высказывания о сотрудниках, руководстве, негативная трактовка событий и недовольство способствуют искаженному представлению о том, что такое работа вообще и чем занимаются родители — в частности. Более того, на нашем примере дети учатся вести себя в сложных обстоятельствах, с разными людьми. Информация о работе важна и с этой точки зрения. Какое поведение усвоит ребенок, если он постоянно слышит, что «этим недоумкам бесполезно что-то объяснять»?
Стоит последить за речью и эмоциями, обсуждая свои рабочие дела. Людям, чья работа связана с повышенной ответственностью, напряжением, общением, вообще стоит хотя бы часть пути до дома идти пешком: это помогает перестроиться с рабочего ритма на домашний, успокоиться, вести себя более уравновешенно. Дорога займет чуть больше времени, зато дети смогут сразу броситься вам на шею и показать все свои рисунки. Им не нужно будет ждать, когда раздраженная и уставшая мама придет в себя.
Нет ничего страшного в том, что рабочие дела мы обсуждаем дома. Большое значение имеет лишь то, сколько мы о них говорим, как и что именно. Особенно, если подобные разговоры происходят в присутствии детей.
Дело особой важности
«Муж моей сестры — ученый, работающий в крупном исследовательской центре. Умный, способный человек, всего добился сам. Слушать его выступления по радио интересно, а вот бывать у них дома крайне утомительно. Потому что там тоже никто ни о чем не говорит, кроме его работы: о ее важности, нужности, значимости. К работе привязываются все события — например, день рождения ребенка могут перенести недели на две, потому что у папы много дел, а могут и вообще отменить. Вся семья отказывается от отпуска, если папе нужно обеспечить хорошие условия для работы. По вечерам он иногда заявляет, что хочет покоя, и жена тогда гуляет с ребенком чуть не до полуночи. Когда мой старший сын закончил год на одни пятерки, сестра похвалила: „У тебя все шансы быть таким, как дядя Лева“. Почему бы не сказать просто „молодец“? А их собственный ребенок говорит, что хочет стать машинистом башенного крана, чтобы ему „никто не говорил, что делать“. Он, наверное, еще изменит свои планы (сейчас ему всего пять), но я его вполне понимаю. Я бы тоже мечтала забраться куда-нибудь подальше от такой семейки».
Елена, мама Игоря
Любовь к работе не стоит превращать в культ. Тем не менее такое случается довольно часто. У окружающих это вызывает и уважение, и сочувствие («Просто горит на работе, ни минуты свободной»). В реальности же все наоборот: так человек упрощает жизнь, ограничивает круг своих обязанностей. Кто будет просить сверхзанятого человека гулять с детьми или думать о ремонте?
Кроме того, за подобными ситуациями часто стоят и личностные проблемы. Например, к трудоголизму склонны люди, которым в детстве не хватало любви: родители мало хвалили просто так, без повода. Работа стала постоянным источником уверенности в себе и чувства значимости. Дети в семье, где есть культ работы (не имеет значения, у одного родителя или у обоих), растут с сознанием глубокого уважения. Но другие необходимые для полноценного развития личности чувства оказываются в дефиците. Например, чувство своей исключительности, уникальности. Нет, ребенку из такой семьи тоже говорят: «Хорошо рассказал, умница», но при этом всегда добавляют: «Папа (мама) в детстве тоже очень быстро запоминал стихи».
Не хватает чувства восторга, который охватывает, когда понятно — любят больше всего на свете! Не хватает просто времени, проведенного с мамой или папой. Родители, увлеченные работой, обычно говорят, что количество не имеет значения, что своими минутами «интересного» общения они дадут гораздо больше, чем те, кто дома постоянно. Это так лишь отчасти. Маленькие дети нуждаются не только в том, чтобы уважать родителей, гордиться, считать их самыми лучшими. Им необходимо и просто общение, нахождение рядом без какого-то особого содержания. Значит, нужно найти время для него и для всего, что связано с семьей.
Важно, чтобы ребенок знал, что время на него у вас будет, и понимал, когда именно. Еще лучше, если это время будет постоянным.
Работа без границ
«Очень обрадовалась предложению работать удаленным способом, через Интернет. Это же решает все проблемы! И ребенок под присмотром, и я занимаюсь любимым делом, и свободного времени гораздо больше. В реальности оказалось, что лучше бы дом и работу не смешивать. Трудно сосредоточиться на переводе, если дочка все время спрашивает, когда пойдем гулять. Трудно заниматься ребенком, зная, что не укладываешься в срок. А потом приходит муж и спрашивает: «Что, слесаря так и не вызвала? Дома же весь день была».
Анна, мама Вики
В работе по свободному графику есть свои подводные камни. Когда нет конкретных рамок, приходится тратить много сил на самоорганизацию, иначе работа начинает занимать вообще все время. Вернее, все мысли. Домашние, при всем уважении к такой работе, не могут принять ситуацию позитивно: «Ты сидишь вместе с нами — может, скажешь хоть слово?», «Опять о работе думаешь?» Дети отсутствие внимания к себе воспринимают еще острее — просто потому, что не могут понять причины.
Мама, находящаяся в непосредственной близости, но при этом недоступная, для ребенка совершенно необъяснимое явление. Он может вести себя точно так же, как при отрыве от мамы (например, начиная ходить в детский сад): капризничать, плохо спать, отказываться от еды, даже болеть. Ведь во всех этих случаях мама вынуждена будет «вернуться». Становясь постарше, дети уже понимают, что значит работать дома, почему не надо взрослых в это время беспокоить. Тем не менее, родителям придется постоянно уделять этому внимание.
Больше полезных и интересных материалов о детском развитии — в нашем канале на