Она никогда не хотела быть матерью и считала себя вечным ребенком. Брижит Бардо — одна из самых красивых французских актрис всех времен, по версии журнала Vogue, празднует 88-летие в кругу семьи. Увы, теперь ее составляют только питомцы.
Не смогла сделать аборт
Брижит родилась 28 сентября 1934 года в семье богатых парижских буржуа. В юности она не считала себя красавицей: нескладная девочка в очках и со скобками на зубах. Но став подростком, расцвела. Всерьез занималась балетом в классе русского хореографа Бориса Князева.
Прекрасную фигуру и красоту девушки первой разглядела ее мать Анна-Мари. Открыв собственный магазин, она использовала дочь в качестве модели. Контракт с журналом Elle, на обложке которого юная Бри появилась в 1949 году, прославил девушку, а желание мелькнуть на экране изменило жизнь. Она отправилась на кинопробы вопреки воле отца и с благословения деда.
Первую любовь — помощника режиссера Роже Вадима, который позже стал ее мужем, она встретила в 15 лет, когда пробовалась на роль в фильме «Лавры сорваны». Родители были против этого романа, а Бри пыталась отравиться газом, когда отец собрался отправить непокорную дочь в Англию.
В 17 лет она сделала первый нелегальный аборт. Потом еще один, после которого попала в госпиталь с кровотечением, где от наркоза случилась остановка сердца. Тогда спасли. Но третий аборт уже известной на тот момент 25-летней актрисе отказались делать все, к кому она обращалась.
18 июня 1959 года Брижит вышла замуж во второй раз — за молодого актера Жака Шаррье. На бракосочетании репортеров было больше, чем гостей, а невесте пришлось облачиться в клетчатое платье, чтобы скрыть ненавистный живот.
Читайте также: «Я не люблю своего ребенка»: почему так бывает и как это исправить
Добровольное заточение
Бардо не обманывала себя насчет актерского таланта. Она говорила, что не перевоплощалась в персонажа, а натягивала своих героинь на собственную кожу. Главный ее козырь — это внешность. После фильма «И Бог создал женщину» актриса обессмертила собственное тело, но забеременев, рисковала его потерять.
Она закрылась от мира в собственном особняке под осадой папарацци. Второй муж Бардо был на два года моложе, панически боялся службы в армии и пытался покончить с собой, после чего лечился в психиатрической клинике. Не лучшая кандидатура на роль супруга и будущего отца, считают биографы.
Он ревновал жену, не оказывал поддержки и даже бил, сообщила Бардо в своих мемуарах «Инициалы ББ». Однажды после очередной сцены, когда актриса все же решилась выйти из дома, чтобы покрасить волосы, муж ударил ее о шкаф. Жесткое падение не повредило малышу, но Брижит ушибла почку, и только уколы морфия смогли унять боль. Тогда она возненавидела супруга. Наглоталась снотворного, впала в кому, а муж, сын полковника, очутившись в казарме, вскрыл себе вены, лишь бы не идти на войну (военные действия за независимость Алжира от Франции продолжались с 1954 по 1960 гг.).
Жак Шаррье ответил на обвинения много лет спустя в книге «Мой ответ Брижит Бардо»: «Я храню около тридцати писем пламенной любви, которые Брижита адресовала мне в каком-то 1959 году по поводу радости вынашивания нашего ребенка». А еще писал, что жена угрожала покончить с собой, если он пойдет на войну.
Травмирующие роды
Чету Шаррье преследовали журналисты, отчего рожать пришлось дома. В особняке оборудовали родильное отделение. В ночь с 10 на 11 января 1960 года актриса произвела на свет сына. Она писала: «Мне выпадали в жизни физические страдания, боли на грани переносимого, и всегда я с ними справлялась. Но то, что терзало мой живот, раздирало меня надвое в ту ночь с десяти до двух часов, находится за пределом всех человеческих возможностей. Как смертельно раненный зверь, я кричала, не сдерживаясь, не воспринимая ничего, кроме своей боли. Схватки следовали одна за другой так часто, что я не успевала перевести дыхание». Когда роженице предъявили младенца, она завопила: «Уберите его от меня!». Кормить грудью новорожденного наотрез отказалась. Малыша перепоручили няням и свекрови.
Первые фотографии сделали на следующий день. Цветущая мать, лопающийся от гордости отец и сверток на руках. Идиллию запечатлел Жером Бриерр, директор «Юнифранс-Фильм». Эксклюзивные снимки облетели все глянцевые журналы мира. Сына нарекли Николя-Жак, и он стал самым знаменитым ребенком Франции. Крестным отцом мать решила сделать медиамагната Пьера Лазареффа, потомка эмигрантов из царской России. Бардо считала, что такие связи пригодятся отпрыску в будущем.
Через несколько дней после родов они с мужем отправились на горнолыжный курорт. Врачи рекомендовали развеяться Жаку, чтобы он снова не совершил попытку суицида, а Брижит должна была поддерживать супруга.
Читайте также: Бывшие: звездные мамы, которые ненавидят отцов своих детей
Ау, материнский инстинкт!
Они вернулись, но к ребенку мать не пустили: микробы и вирусы. А еще малыш часто плакал, стоило матери взять его на руки. И со временем она перестала это делать. Для Николя оборудовали отдельную квартиру, где малыш рос под бдительным надзором тетушек и бабушек.
Актриса вместо сына баюкала свое маленькое сокровище — дворнягу по кличке Гуапа, которую подобрала на улице. «Только моя Гуапа дарила мне всю нежность, всю теплоту, всю бесхитростную привязанность, которых я так ждала. Жак, видя, как я ласкаю собаку, отпускал неуместные намеки: эта любовь, по его мнению, должна была бы достаться ребенку. Но Гуапе-то было наплевать на микробы, вирусы, инфекцию, я могла вдоволь насладиться ее теплом, телом, глазами, и никто не протестовал». Не раз в интервью она признавалась, что «предпочла бы родить щенка».
Развод и лишение опеки
Она не желала больше близости с мужем. Мечтала о новых ролях и новых любовниках. Супруги стали жить в разных квартирах, видеться все реже. Бардо щедро платила по счетам, купила дом, где планировала растить сына. Но муж, к ее облегчению, подал на развод. Сына он требовал оставить с ним, а мать и не собиралась спорить. Развод длился почти два года, Николя рос на руках у родни вдали от матери, редко встречаясь и с отцом, который вплотную занялся карьерой.
Когда развод окончательно оформили, малыш перекочевал в семью тетки. «Жак решил полностью поручить Николя заботам своей сестры Эвелины. Мать многочисленного семейства, она сумеет лучше меня обеспечить ребенку правильное воспитание в здоровой, незагрязненной среде, близ Монпелье. Я долго размышляла, прежде чем согласиться с этим категоричным и бесповоротным решением», — написала об этом Бардо.
После развода Жак Шаррье снова женился, новая супруга подарила ему двух дочерей. Семья поселилась на ферме и забрала Николя к себе. «Дети меняют женщин, — писал Жак Шаррье. — В материнстве есть нечто такое, что вызывает к жизни глубоко запрятанные инстинкты. Но вот Брижит ребенок не изменил. Уму непостижимо. Ну, может, раз-другой в ней проснулись материнские чувства, да и то ненадолго».
Робкие попытки сблизиться
В 39 лет актриса решила оставить кинематограф. «Мое занятие всегда казалось мне ничтожным, ненужным, никчемным, достойным осмеяния. У меня была только одна жизнь, и я должна была прожить ее по-своему», — написала она в автобиографии. Кинозвезда пыталась наладить отношения, когда мальчику было семь. Но хватило ее на несколько месяцев, а потом она снова исчезла из его жизни, отравившись на съемки нового фильма.
Николя растили в уверенности, что мать любит его, просто очень занята. Он видел ее в кино и на обложках журналов. «Когда он был маленьким ребенком, мне становилось немного не по себе при мысли, что я мать. Мне было не по себе от того, что происходило со мной», — писала Брижит.
Бардо снова пыталась возобновить отношения, когда сын был уже подростком. Приглашала его в гости. Позировала с ним для журналов. 12-летний мальчик решил пожить с мамой, но к такому повороту Брижит была не готова. Роковым стал день, когда мать не оставила ребенка на званый обед, ведь там будут все ее друзья. Николя в слезах уехал к тетке.
Окончив школу, Николя изучал экономику в Парижском университете. В студенчестве он увлекся музыкой, занимался аранжировкой и сам сочинял композиции. Он все больше походил на отца, не только внешне, но даже мимикой и жестами, отмечала Бардо. Она пыталась объяснить повзрослевшему сыну, почему не стала образцовой матерью для него, а он понял и простил, утверждала его крестная мать. Но примирение продлилось не более двух месяцев, а потом мать снова стала холодна к наследнику.
В 22 года статного молодого человека заметил Пьер Карден и пригласил работать манекенщиком. Подиум свел молодого Шаррье с будущей женой — манекенщицей и дочерью норвежского дипломата Анной-Линой Бьеркан. На свадьбу Бардо не пригласили. Оскорбленная звезда затаила обиду. Она раздала серию едких интервью, говоря, что ее сын «прячется от всех в Скандинавии». Когда Николя прислал фото дочери, Бардо отправила его обратно.
Они снова увиделись после десяти лет разлуки, когда Бардо посетила Осло с четвертым мужем. Николя уже воспитывал двух дочерей — Анну-Камиллу и Теу-Жозефину. Видимо, примирение состоялось, предполагают биографы, так как на следующий год сын и внучки навестили Брижит во Франции.
Читайте также: Звездные мамы, которые выглядят гораздо старше своего возраста
Окончательный разрыв и суд
В 1996 году свет увидели скандальные мемуары Бардо. Написанная ей фраза: «Он был как опухоль, которая питалась мною, которую я носила в моем разбухшем теле и так долго ждала благословенной минуты, когда меня, наконец, избавят от нее», — облетела весь мир. Потрясенные книгой Жак Шаррье и его сын подали в суд. Запретить публикацию мемуаров не смогли, но истцы получили выплаты от Бардо: 150 000 франков для бывшего мужа и 100 000 франков для сына.
Спустя еще десять лет кинозвезда уверяла — она созванивается с сыном. Но сетовала, что не общается с внучками, ведь женщины не говорят по-французски. Старшая — юрист, младшая — модель. Теперь Брижит уже прабабушка, но с правнуками не знакома.
Животные — ее дети
Она обожала собак и кошек, утят и лошадей. Завела козу и осла, спася от смерти, приютила бесчисленное количество четвероногих. Увидев забой скота, отказалась от мяса. Писала главам государств, требуя прекратить варварское истребление животных. А своих коллег призывала отказаться от меха.
В 1987 году актриса основала «Фонд Брижит Бардо» по охране животных. Продала драгоценности, личные вещи, отдала особняк на нужды фонда. Благодаря фонду были созданы приюты для раненых слонов и приматов в Африке, коал в Австралии, медведей в Болгарии. Более ста тысяч человек встали под знамена ее организации. Через суды ее сторонники вынуждают фармкампании отказываться от варварских экспериментов, помогают вызволять диких животных из неволи, требуют запретов на уничтожение редких видов млекопитающих.
Брижит Бардо верна своему фирменному стилю: прическе Бабетта, черному карандашу для глаз и яркой помаде. Страдая артритом, она давно передвигается с тростью и говорит: «Я больше не могу ходить. Я больше не умею плавать. Но когда я вижу, как страдают животные, внезапно обнаруживаю, что мне не на что жаловаться».
Читайте также: «Хочу за него замуж!»: 8 звездных сыновей, унаследовавших красоту матерей