С 10 месяцев: есть контакт!
Ребенок обожает щекотку, веселые игры в прятки и всевозможные смешные звуки, издаваемые вами. Что ж, поиграйте с крохой, побуждая его к общению!
Повторяй за мной!
Незаметно в уголке зала ожидания, у врача или в поезде дуйте на пальчики ребенка, медленно моргайте, широко раскрывайте глаза, надувайте щеки, прикладывайте палец ко рту и говорите «Тсс»… Все эти простые движения и мимика развлекают малыша и побуждают его повторять за вами.
Контактные игры
Попробуйте поиграть с малышом в игру «Хлоп-хлоп». Указательным и средним пальцами нежно похлопывайте ребенка по разным частям тела, каждый раз называя каждую из них. Пойте присказку: «Хлоп, хлоп, хлоп по щечке малыша. Хлоп, хлоп, хлоп по ручке малыша (возьмите его ручку и дотроньтесь ею до его щечки.) Повторяйте это маленькое стихотворение, дотрагиваясь до различных частей тела малыша. Можете детской ручкой дотрагиваться до своего лица, называя то, до чего дотрагиваетесь. Тактильные ощущения позволяют детям знакомиться с окружающим миром. Эти и подобные контактные игры обычно используют специалисты по психомоторике для обучения детей расслаблению.
Ку-ку, мой зайчик!
Ребенок вертится в коляске? На помощь вам придет платок, журнал или просто руки, за которые вы сможете спрятаться! Веселый детский смех во время этой классической детской игры вам обеспечен каждый раз, когда малыш вас находит.
Лучшие помощники в борьбе со скукой:
Любимая игрушка, чтобы мечтать и придумывать истории с ее участием.
Альбом с интересными картинками, который можно смотреть и вместе комментировать.
Листок бумаги и карандаш, чтобы рисовать и играть. Попросите ребенка нарисовать какую-нибудь геометрическую фигуру: круг, затем другие фигуры, линии. Рисуйте то же самое на вашей стороне листа. Очень забавно сравнивать рисунки. Из этой фигуры получится солнышко, домик или верхняя часть человечка.
С 1 года 3 месяцев до 1,5 года: усложняем игру
Понимание ребенка и словарный запас развиваются одновременно с мелкой моторикой. Игры, задействующие различные части тела малыша, становятся более сложными.
А где у нас..?
Эта игра знакомит кроху с собственным телом, с названиями его частей, развивает сенсорный аппарат, органы чувств, познавательные способности, способствует разрядке напряжения, устанавливает эмоциональный контакт и взаимопонимание между ребенком и родителями. В 10 месяцев вы называли ребенку части тела. Теперь же игра становится настоящим диалогом. Когда вы спрашиваете кроху: «Где носик?», он сам показывает его вам пальчиком. В 1,5 года ребенок может показать также подбородок, брови, пяточку и в более позднем возрасте назвать их.
Самый ловкий
«Сначала поднимаем вверх только большие пальчики, затем указательные и так далее. Наши пальчики целуются, ударяются друг о дружку, ручки перекрещиваются, кулачки сжимаются. Ваш кроха тренируется в ловкости. Помогайте ему, делайте движения вместе.
Ладушки
Поиграйте с малышом в ладушки. Спойте ему песенку: «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку».
Птички полетели
Медленно рассказывайте ребенку какую-нибудь сказку о птицах. Когда вы произносите «Птички полетели», поднимите руки ребенка вверх и похлопайте в ладоши. Скоро он научится ждать этого момента и заранее будет смеяться. Старайтесь не раскачивать и не дергать ребенка за руки слишком сильно, их можно легко вывихнуть.
Читайте также: «Больше, чем забава: зачем играть с ребенком в «Ку-ку»
С 2,5 года: кто угадает?
В этом возрасте все забавляет малыша, даже когда он притворяется. Очень полезно задействовать зрение, осязание и чувство равновесия ребенка. Некоторые игры его по-настоящему вдохновляют.
Что это за фигура?
Во время ожидания, когда ребенок сидит у вас на коленях, нарисуйте пальцем на его спине какую-нибудь простую фигуру или предмет: круг, квадрат, дом − и попросите его угадать, что это. В 3, а особенно в 4 года малыш уже сможет узнать букву своего имени или цифру.
У меня в сумке…
Малыш интересуется содержимым вашей сумки? И правильно делает, ведь тут можно найти много чего интересного для игры! К примеру, выберите 4 или 5 предметов (записную книжку, ручку, губную помаду…) и поставьте их на стол в зале ожидания. Пусть ребенок на них посмотрит. Затем попросите его отвернуться (это лучше, чем закрывать глаза) и уберите один предмет! Ребенок должен определить, какой предмет исчез. В эту игру с предметами на столе также можно играть в ресторане.
Угадай не глядя!
В этом варианте предыдущей игры главным образом задействуется чувство осязания: попросите его отвернуться, держа руки за спиной. Положите ему в ладошку предмет. Что это? А, это мамин телефон, молодец! Трудность для ребенка 2−3 лет состоит прежде всего в том, чтобы понять правила игры. Угадывание вообще не проблема для крохи, который трогает все на свете.
Читайте также: «Для ума и развития речи малыша: простые занятия на мелкую моторику»
С 3 лет: развивайте воображение!
Ребенок обожает загадки. На этом этапе развитие воображения и пространственного мышления у ребенка становится одной из главных задач.
Считаем шаги
Например, стоя на автобусной остановке, попросите вашего кроху встать на несколько метров от стены и угадать, за сколько шагов он дойдет до стены, если будет шагать широко, как большой слон. А за сколько он дойдет, если будет идти, как маленький муравей? Нет, это слишком сложно, надо уметь считать больше чем до 10! С другой стороны, это отличный повод выучить новые цифры.
Орел или решка?
Кто войдет в автобус первым? Тетя или дядя? Или другая игра: сколько согнутых пальчиков у меня за спиной… В дороге: если рядом проедет красная машина, ты выиграл, если зеленая — выиграла я. Коллекционируйте эти нехитрые игры на угадывание, они позволят вам скоротать часы ожидания, но не только. Они пробуждают одну очень важную «волшебную мысль»: веру в то, что если о чем-то очень много думать, это обязательно случится. Однако нужно быть готовым и к тому, что не всегда бывает так, как мы задумали. И неудачи нужно учиться принимать с улыбкой.
В магазине продаются…
В дороге, в булочной, в мясном отделе магазина показывайте на разные предметы и называйте их. А затем попросите ребенка вспомнить и назвать предметы, не глядя: эскалоп, цыпленок, яйца, ветчина и т. д. Если он что-то забудет, позвольте ему еще раз взглянуть на них беглым взглядом. И так до тех пор, пока малыш все не запомнит, или пока вам обоим эта игра не надоест.
Читайте также: «Скучно играть с ребенком в глупые детские игры — я нормальная?»
С 4 лет: вызов принят!
Можешь или нет? А почему бы вам не поспорить с ребенком на что-нибудь, пока вы коротаете время в ожидании…
Минута тишины!
Минуту не смеяться, не разговаривать — это долго. Но это будет сделать проще, если вы дадите крохе часы и объясните, что минута − это на самом деле немного, стоит только большой стрелочке сделать один круг. Кто первый заговорит — исполняет желание другого!
Замри!
Ребенку необходимо учиться держать равновесие. Бросьте вызов крохе, пусть он простоит на одной ноге… 3, 4, 5 секунд… молодец! А теперь нельзя шевелить ни бровями, ни губами! Трудно, правда? Зато весело!
Забавные истории
Воображение никогда не бывает столь захватывающим, как когда оно ограничено какими-то рамками. Попросите ребенка для начала придумать главное действующее лицо будущей истории: домовой, принцесса, пират, медвежонок, робот и т. д. Затем пусть назовет средство передвижения: самолет, лодка, автомобиль, лошадь и проч. Теперь нужно придумать место действия: дом, пустыня, лес, замок… Ну и напоследок еще добавьте несколько необходимых деталей: плащ, меч, телефон и проч. А теперь выбираем из каждой группы по одному предмету и вместе сочиняем историю. Наверняка получится смешно!
Читайте также: «Чем меньше, тем лучше: 14 причин не покупать детям игрушки»