Термин впервые начали использовать в зарубежных соцсетях в 2009 году, а новую жизнь он получил во время пандемии коронавируса. Неудивительно, ведь в период локдаунов многие из нас существовали в режиме, удаленном от всего — учебы, работы, коллектива, знакомых и друзей.
А теперь вспомните, как часто вам хочется бросить все и засесть в одиночестве перед любимым сериалом с чипсами и мороженым? Отключить телефон, перестать смотреть новости… Да так, чтобы все это длилось не день, а неделю. Добавьте к этому еще несколько опций: не мыть голову, не бриться и не наряжаться, не выходить в магазин, довольствуясь доставкой пиццы и роллов, не прибираться в квартире и не выгуливать собаку?.. Это он и есть — тот самый режим гоблина.
В словаре отмечается, что в этом выражении отражаются настроения людей, которые не захотели возвращаться к обычной жизни после ослабления коронавирусных ограничений. Вероятно, «некоторые восстали и против все более недостижимых эстетических стандартов», пишут составители.
Среди примеров словоупотребления жаргонного выражения приведем отрывок из статьи Guardian: «Режим гоблина — это когда ты просыпаешься в два часа ночи и идешь на кухню в одной длинной футболке, чтобы приготовить странную закуску, например, плавленый сыр на соленых крекерах».
Ваш ребенок — тоже?
Но одно дело — когда в режим гоблина человек проваливается временно, ведь каждому из нас порой требуется «почистить перышки», и чтобы никто не трогал. Но что, если ваш подросший ребенок все чаще демонстрирует тотальный пофигизм ко всему вокруг?
Александр Клочков, доктор психологических наук, отмечает, что это состояние часто свойственно молодым людям, которые не желают делать то, что от них ждет общество.
«Во взрослом возрасте „режим гоблина“ может включить человек, который понимает, что не справляется с системой, но и жить в этой системе не хочет — и делает это вполне осознанно. Он живет только для себя с девизом: „Мне пофиг на все!“», — уточняет Клочков.
Именно поэтому ваш взрослый ребенок может не хотеть ухаживать за собой, стирать и гладить одежду, прибираться дома и выходить в люди. Пропадает интерес и к любым другим занятиям, что окружающими воспринимается как лень. Может проснуться страсть к компьютерным играм — человек способен играть в них буквально круглые сутки.
Клочков сравнивает современных гоблинов с хиппи, так как и те, и другие выступают как пофигисты и анархисты.
«Во многих семьях есть такие взрослые, которые целыми днями сидят дома, не работают, играют в компьютер и говорят: „Жизнь — полная фигня, я ничего делать не буду!“» — приводит пример психолог.
Часто так ведут себя 20-летние, которые окончили университет, но устраиваться на работу не спешат — и от жизни им как будто ничего не нужно.
Как помочь гоблину
Психолог отмечает, что никакой социальной опасности гоблин не представляет — он может жить так, как ему хочется, особенно, если это уже сформировавшаяся взрослая личность.
«Это не болезнь и не патология, это просто отношение к жизни, — уточняет Клочков. — И если человек не просит о помощи — помогать ему не надо. Пусть он живет, как хочет, дайте ему право на это. Свобода воли священна!»
В то же время, если гоблина все глубже засасывает в пучину ничегонеделания, он прекращает учиться и работать, есть действенный метод, который вернет его к реальности. Родители могут просто передать давать деньги выросшему ребенку, и тогда у него появится мотивация заняться, наконец, чем-то полезным.
Небольшая ремарка: перед этим обязательно стоит исключить у вашего ребенка депрессию и проконсультироваться со специалистом.