Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Мой ребенок — вундеркинд: как живут школы для одаренных детей

Учиться должно быть интересно, — О таких учебных заведениях рассказывают авторы нового цикла фильмов «Вундеркинды» на телеканале «Наука»

4 апреля 2023
Мой ребенок — вундеркинд: как живут школы для одаренных детей
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Опытные педагоги уверены: одаренные дети встречаются чаще, чем одаренные взрослые. Когда ты становишься самостоятельным — на первое место очень часто выходит карьера, работа, быт, воспитание собственных детей. Творческие задумки уходят на второй план, сама жизнь способствует тому, что огонь в глазах затухает. Изменить это пытаются современные учителя, которые работают в школах для одаренных детей. Как устроен там процесс образования? И что должны делать родители, чтобы помочь своему ребенку раскрыть самые лучшие стороны? Узнали авторы нового цикла фильмов «Вундеркинды» на телеканале «Наука».

Как вырастить гения? Или хотя бы не загубить талант одаренного ребенка? Прежде всего — дать ему учиться столько, сколько он захочет, ведь от обычных такие дети отличаются невероятной жаждой новых знаний! С такой целью создавалась московская школа «Интеллектуал», где в день у ученика может быть и 10 уроков. Таких, что вряд ли покажутся нудными! Впрочем, не скучают здесь и учителя.

Мой ребенок — вундеркинд: как живут школы для одаренных детей
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Александр Иванов, учитель

Практически исключена ситуация, когда учитель может встать у доски и что-то вещать. Потому что коллективный разум знает наперед все то, что ты им скажешь. Надо строить таким образом разговор, чтобы происходил обмен мнениями, чтобы мысль у ребят в классе возникала сама по себе. Если кому-то пришло в голову решение, то остальные его стараются не пускать к доске. Я спросил: «А почему?». Они говорят: «Тогда он расскажет, и у нас не будет возможности задачу решить».

Инициативность, повышенная любознательность, целеустремленность, креативность, развитая интуиция — все эти черты одаренного ребенка с одной стороны удивляют, а с другой могут раздражать окружающих. В обычной школе у таких детей, по большому счету, два пути: переломать себя и быть как все или оказаться белой вороной, что по сути означает социальную изоляцию.

Читайте также: «8 признаков одаренного ребенка, которые можно не заметить»

Александр Иванов, учитель

Для ребят нужна именно та среда, в которой они чувствуют себя комфортно, это должна быть среда единомышленников. И, в общем, не важно, какого возраста окружение — это могут быть взрослые, дети, кто угодно.

На второе место, из того, что дает созданная здесь среда, многие ученики ставят свободу. Это касается и умеренного контроля со стороны взрослых, и свободы выбора — каким знаниям отдать предпочтение в данный момент. Ученики сами определяют уровень трудности каждого предмета и свою специализацию.

Александр Иванов, учитель

В школе нет выделенного предмета, который считается важным и центральным. В нашей школе 13 предметов можно изучать на углубленном уровне, на профильном. Каждый ребенок может выбрать свой набор профилей: может математику выбрать вместе с биологией, с химией, может физику с литературой, в самых-самых разных комбинациях.

Одна из учениц твердо решила — после школы будет поступать на биолога. Хотя изначально ее гораздо больше увлекала история. Именно этот предмет девушка выбрала первым основным. Но какую пару ему подобрать? Решение стороннему наблюдателю может показаться неожиданным, как и путь его принятия. Как рассказывает школьница, в истории ей нравится, по ее признанию «абсурд и масштаб». Тот же самый принцип она увидела в биологии.

Педагоги и психологи отмечают — одаренные дети не сильно нуждаются в мотивации извне. Само развитие, познание мира, выдумывание новых задач и их решение приносит им удовольствие. Разумеется, это вовсе не значит, что у них не может быть дополнительных стимулов. Но какие они? Зачастую, оценки в журнале — последнее, что волнует этих ребят. Другое дело — выход собственной статьи в научном журнале или, скажем, доклад на конференции.

Наталья Шумакова, психолог

Дети приходят в первый класс очень любознательные и они хотят узнать очень много о мире, но основная деятельность, в которую их погружают — им нужно учиться читать, писать, разбирать, там, я не знаю, звукобуквенный анализ проводить и так далее. А они, скажем, хотели узнать — что там в космосе происходит, вселенная бесконечная или нет? Возникает жуткое противоречие между тем, что ребенок хочет знать и тем, чему учат в школе. И тут происходит схлопывание мотивации.

Понятно, что нельзя убрать из школы чтение, счет и письмо. Но почему не добавить уроки, которые будут направлены на поддержание мотивации? А еще на развитие способностей, позволяющих гораздо лучше усваивать любые знания? По такому принципу работает школа для вундеркиндов в Душанбе. Например, там проходят уроки ментальной арифметики.

Читайте также: «Ошибки родителей: почему нельзя учить ребенка читать до 5 лет»

Мой ребенок — вундеркинд: как живут школы для одаренных детей
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Вероника Коробкина, педагог

Быстрый счет прикладывается уже как бонус при изучении ментальной арифметики. Это наука, которая всесторонне именно раскачивает мозг ребенка. Через три-четыре месяца мы видим, насколько у них улучшается память. Ребенок быстрее начинает принимать решения, становится более сосредоточенным. И одно из важных качеств, которое развивает ментальная арифметика — это вера в себя. Она развивает в нем и все его другие качества.

А еще уверенность в себе вселяют занятия актерским мастерством. После них совсем не страшно отвечать у доски! Такие уроки развивают творческие способности, а главное — креативность, готовую прийти на помощь интеллекту, когда тот заходит в тупик. Но, пожалуй, самый важный предмет с точки зрения развития креативности в расписании ребят — теория решения изобретательских задач.

Вячеслав Загорский, педагог

Если со школьниками разбирать бесчисленное количество задач и алгоритмы их решений, они рано или поздно научатся чему-то. Это интеллект. Но есть еще интуиция, а это уже особая материя. Простейший способ ее развить был создан в нашей стране. Альтшуллер и Веркин придумали Теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) и алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).

Задачи, что дает учитель на таких уроках — скорее на смекалку, а не на проверку заученных знаний, они не имеют одного верного ответа. Ученики могут предлагать любые варианты решений, но чем проще их будет реализовать — тем лучше. Над методиками проведения уроков с элементами ТРИЗ работали еще в советское время, но в какой-то момент о них забыли. Как и еще об одном элементе, что способен отразиться на желании учиться — соревнованиях между детьми.  С недавних пор в этой школе каждый класс стал бороться за право называться лучшим, и это также очень позитивно сказалось на оценках.

Читайте также: «Еда для „пятерок“: чем кормить школьника, чтобы лучше учился»

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения