Взгляд на мир
Представления о пространстве складываются у ребенка постепенно. Они базируются на ощущениях собственного тела. Чувство собственного тела влияет на мышление, речь, на восприятие окружающих предметов, пространства, времени. Например, новорожденный ребенок пугается собственных ручек, считая их посторонним предметом. Поэтому педиатры советуют первый месяц пеленать ребенка с руками. Через некоторое время страх проходит, и малыш принимается изучать свое тело: разглядывать кулачки, играть с ножками, пальчиками. У крохи появляется интерес и к окружающим предметам, которые он с удовольствием ощупывает, тянет в рот. Затем младенец начинает приглядываться к родным, наблюдая за их движениями и пытаясь подражать. Таким образом у ребенка формируются представления о собственном теле, других людях, предметах и т. п. Впрочем, процесс образования пространственного восприятия длится на протяжении всего дошкольного периода.
В 1 год ребенок любит бросать различные предметы, изучая законы гравитации, может ползать или ходить в заданном направлении. После полутора лет малыш с радостью учится карабкаться по лестнице, залезать на стул, может перешагивать через препятствия.
В 2 года кроха знает некоторые части тела (около 10) и на вопрос «Где у тебя животик, ножка?» уверенно показывает их. По просьбе может дать руку, протянуть ногу, выйти или войти в комнату.
В 2,5 года запас знаний расширяется, и малыш уже отличает 15 частей тела, может пригнуться и проползти под столом, любит кружиться, хорошо прыгает на двух ногах, отлично бегает, крепко держит карандаш.
В 3 года ребенок уже помнит 20 наименований частей тела, знает собственный пол, понимает слова «вверх», «вниз», «в сторону», «в», «на», «над», «под» — хотя в собственной речи еще может путать предлоги.
В 4 года малыш ловко проползает по «тоннелю» из ряда стульев, рассчитывает расстояние (далеко — близко), ощущает разницу в весе, неплохо подражает движениям понравившегося героя или взрослого, воспитателя.
Еще через год может спокойно стоять на одной ноге, легко вытягивается в струнку или сворачивается калачиком, точно копирует телодвижения.
В 6 лет ребенок с легкостью определяет середину помещения, может разделить яблоко на две равных части.
В 7 умеет контролировать мускулы лица, принимать различные выражения, сохранять спокойствие или, наоборот, изображать определенную эмоцию, притворяться. В этом же возрасте малыш хорошо знает, где право и лево, может маршировать, ходить гуськом, выполнять сложные координационные упражнения, расслаблять или напрягать мышцы тела.
Я тебя нарисовал
Большое значение для определения формирования пространственного восприятия ребенка имеет живопись.
В 2 года детские изображения скорее похожи на широкие и кругообразные каракули. При этом круг не закрыт.
В 3 года круг закрывается, и начинают появляться первые признаки лица (глаза) и миниатюрные части тела. В этом возрасте ребенок, воспринимая картинку с простым сюжетом, называет отдельно каждый изображенный предмет: «Девочка, киска» или «Мальчик, лошадка, дерево».
В 3 года и 2 месяца человечек на рисунке с тонкими чертами, полным лицом и непропорциональными частями тела.
В 3 года и 7 месяцев появляется туловище, сокращенные нижние части тела. Верхние части тела — руки и плечи — нарисованы подробно, черты повторяются.
В 4 года и 6 месяцев ребенок прорисовывает шею, уши, волосы; руки и ноги становятся пропорциональными, ладошки изображены в виде солнца.
В 5 лет и 6 месяцев все части тела отделены друг от друга, а ладошки нарисованы с пятью пальчиками. На лицах появляется улыбка, что говорит об успешной социализации ребенка. Кроме того, в этом возрасте малыш легко ориентируется в гамме основных цветов и называет базовые геометрические фигуры.
В 6 лет ребенок обозначает настроение героев на портретах, любит передавать подробности, может «срисовывать» с натуры. В этот период дети начинают видеть связи, существующие между изображенными на картине предметами, например: «Девочка гуляет с собакой», оценивают цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности.
Детские картины — прекрасный показатель развития моторики, по ним можно точно понять, есть ли у ребенка нарушения восприятия или нет. К примеру, если к 4−5 годам ноги растут у человечка из головы, восприятие тела у «художника» нарушено.
Закладываем фундамент
Нейропсихологи выделяют 4 уровня формирования пространственных представлений.
На первом уровне у ребенка появляются тактильные ощущения и представления о собственном теле: о напряжении-расслаблении, голоде-сытости, сырости-сухости.
Второй уровень включает понимание расстояния и целостности: как далеко располагается тот или иной предмет, с какой стороны он находится. Сначала рождаются представления о вертикали, потом — горизонтали, «от себя» и вперед, затем — о правой и левой стороне.
На третьем уровне ребенок начинает вербализировать (осознанно проговаривать) топологические обозначения, оперирует понятиями «верх», «низ», «близко», «далеко». Предлоги «в», «над», «под», «за», «перед» появляются в речи ребенка чуть позже.
Четвертый уровень — завершающий, полностью зависит от развития трех предыдущих. На этом этапе у ребенка заканчивается развитие речи, мышления, малыш четко понимает пространственно-временные и причинно-следственные связи, способен проследить их и спрогнозировать.
Случается, что на том или ином уровне происходит сбой, и формирование пространственного восприятия затормаживается или останавливается. В результате ребенок может плохо ориентироваться не только в незнакомых местах, но и в своей квартире, с трудом определяет расстояние до предмета, не умеет самостоятельно одеваться: пропускает пуговицы или путается в рукавах рубашки. Подобные нарушения негативно отражаются на интеллектуальном развитии ребенка. При конструировании малышу трудно составить целое из частей, воспроизвести заданную форму, сложно рисовать. В школе такие дети не могут запомнить конфигурацию букв, забывают, что читать следует слева направо, перескакивают со строчки на строчку.
Кто я в этом мире?
Вы замечаете признаки рассеянности или несообразительности малыша. Не пропустите признаки нарушения психомоторного развития, которое повлекло за собой искажение пространственной ориентации.
Проконсультируйтесь с нейропсихологом, который назначит курс коррекционных занятий. Можно и самостоятельно развивать пространственные представления: вместе с малышом петь песни, хлопая в ладоши, танцевать, прыгать и бегать, собирать конструктор, паззлы, заниматься аппликацией, лепкой, играть в прятки, «Море волнуется», «Горячо-холодно», «Изобрази животное».
Важно называть части тела, чтобы к трем годам ребенок уже знал, где располагаются:
голова,
лицо, глаз, ухо, нос, рот, язык, зубы, волосы;
шея, затылок, грудь, спина, плечо, рука, локоть;
кисть, пальцы, ноготь;
нога, колено, стопа, пятка, палец ноги, щека, лоб, живот, попа.
Затем малыш может выучить названия различных пальцев руки, а также большого и маленьких пальцев ноги. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже должен отлично понимать значение слов:
бровь, веко, ресницы, подбородок, губы;
корпус, бедро, пупок, запястье, ладонь;
подмышка, бедро (ляжка), голень, лодыжка, подошва;
сердце, легкие, система крово-обращения, зрачок;
мозг, ребро, коленный сустав, горло;
скелет, вены, голеностопный сустав, небо.
Восприятие пространства, ощущение собственного тела крайне важно для полноценного развития ребенка. И не только для обучения, но и социализации. Поскольку именно на основе телесных ощущений ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, осознавать собственную индивидуальность. В дальнейшем эти представления оказывают влияние на становление самосознания, на появление рефлексии, на способность грамотно выстраивать причинно-следственные связи.
Больше интересных и полезных материалов о развитии ребенка — в нашем канале на