Мы привыкли искать уроки в сюжетах. Особенно — в анимационных фильмах, часто адресованных самым маленьким зрителям. Чтобы дать всем нелишний повод поучиться, мы попросили основателя и главного редактора журнала «КиноРепортёр» Марию Лемешеву выбрать лучшие мультистории XXI века.
«Шрек», реж. Эндрю Адамсон, Вики Дженсон, США, 2001 год
Этот анимационный фильм интересен тем, что он содержит вполне традиционную для любой сказки мораль, но, в то же самое время, делает революцию в жанре. Это достигается за счёт пародии – авторы высмеивают диснеевские клише. Начиная с главного – о принцессе и поцелуе. В большинстве известных нам историй прекрасная девушка благородного происхождения исцеляет своей любовью то или иное чудовище. В «Шреке» всё происходит с точностью до наоборот. Силач и великан-людоед, Шрек остаётся прежним – зелёным, немного ленивым и неизменно ироничным. Зато принцесса Фиона получает свободу быть настоящей и не скрывать свою природу огрицы – такой же, как и главный герой, зелёной великанши. Поэтому не удивительно, что она своим поведением будто взрывает изнутри все поведенческие схемы пассивной «правильной принцессы», которая готова вечно ждать своего принца, чтобы стать «хранительницей домашнего очага». Фиона может за себя постоять и за словом в карман не полезет – за это мы её и любим. Урок, который она преподносит нам, состоит в том, что быть собой – это совсем не страшно, даже если не соответствуешь общепринятым стандартам красоты. Ведь, как мы все прекрасно знаем, за не конвенциональной внешностью часто скрываются и острый ум, о добрая душа.
«Ходячий замок», реж. Хаяо Миядзаки, Япония, 2004 год
Начнём с того, что эта анимация Хаяо Миядзаки, ставшая культовой сразу после выхода в прокат, основана на сказочном романе английской писательницы Дианы Уинн Джонс. Она сама сформулирована мораль своей книги так: «Если вы любите кого-то достаточно сильно, с вами начинают происходить удивительные вещи, и вы достигнете многого, пусть даже мир рушится вокруг вас». Судя по всему, такое credo близко японскому мультипликатору, ведь эта идея встречается практически в каждом из его фильмов. В данном случае, этот принцип предстоит доказать и проверить девушке Софи. Добрая и скромная шляпница, она влюбляется в волшебника Хаула, который живёт в странном на вид ходячем замке, который, кстати, очень напоминает избушку на курьих ножках. Однако зная и ревнивая ведьма превращает Софи в старуху. В этом нелицеприятном виде она и попадает в мобильное жилище своего избланника, где наводит порядок и создаёт дружескую атмосферу. В общем, эта красивая и добрая история предлагает давний и безотказно работающий рецепт любви. В его составе – в примерно равных пропорциях доброта и скромность, терпение и внимательность. Попробуйте – это работает!
«Алёша Попович и Тугарин Змей», реж. Константин Бронзит, Россия, 2004 год
Русский эпос – это тоже отличный материал для доброй иронии! Кажется, что в этом мультфильме всё происходит по заветам Венедикта Ерофеева – медленно и неправильно, чтобы никто на загордился. Оказывается, что канонические герои тоже способны на ошибки. Добрый витязь должен сразиться со Змеем. Но! Он забывает дома свой меч-кладенец да и, между нами, все его высокопарные разглагольствования про «силушку богатырскую» кажутся трёпом, чтобы произвести впечатление. На зрителей, конечно! Которые, я уверена, будут в восторге от искромётных шуток и неподражаемых гэгов. Особенно хороши те, к которым имеет отношение конь с многообещающей кличкой Гай Юлий Цезарь, но – напрасные ожидания! – он оказывается исключительно трусливым созданием, что изрядно компенсируется его остроумием. Что в итоге? Герой всё же остаётся героем – финальную битву, хотя и с оговорками, можно считать успешной. Во всяком случае, битву за сердца зрителей. Забыла про мораль сказки! Эта – учит тому, что без оплошностей невозможно учиться и становиться мудрее.
«Нос, или заговор „не таких“», реж. Андрей Хржановский, Россия, 2020
Это экранизация не повести Николая Гоголя, а авангардной оперы Дмитрия Шостаковича. Живой классик искусства анимации, Андрей Хржановский работал над этим произведением почти полвека. Получилось что-то в роде снов-фантазий, в которых причудливо смешиваются знаковые произведения русской и мировой культуры, реальные и вымышленные исторические события. Понимаю, что это «недетская» часть, которую могут распознать и по достоинству оценить только взрослые люди с определённым культурным бэкграундом. Но мне всё же кажется, что если не детям, то подросткам будет интересно и очень ценно увидеть этот шедевр – ведь на таких произведениях воспитывается хороший вкус. К тому же, это невероятно познавательное зрелище. Взять хотя бы техническую сторону этого фильма. Перед зрителями разворачивается почти вся история анимации, ведь при создании фильма использовалось множество техник. Это и классическая рисованная анимация, и перекладка, и «живая живопись», и даже стилизация под советские агитационные плакаты. Что касается поучительности этой истории, то, мне кажется, сквозная идея здесь состоит в том, что подлинная творческая свобода – источник самых выдающихся достижений человечества.
«Головоломка», реж. Пит Доктер, США, 2015 год
Со времени своего выхода на экраны эта анимация успела не только стать классической, но и стала обязательной к просмотру всеми, кто хочет лучше понимать чувства и эмоции — свои и других людей. Собственно, именно эту популяризаторскую цель изначально ставил перед собой режиссёр мультфильма. Пит Доктер наблюдал за своей маленькой дочерью, вдохновлялся её сложной и противоречивой эмоциональной жизнью. Он отлично понимал, что девочка один за другим переживает непростой период — её внутренний мир постоянно усложняется. Почему бы не сделать сами чувства персонажами и не переместить место действия вовнутрь главной героини? — из этого вопроса развернулся увлекательнейший сюжет. Мультфильм рассказывает об 11-летней Райли, которая вместе с родителями переезжает в другой город. Ей сложно адаптироваться — новые люди, новая школа. Фокус повествования периодически смещается на внутреннюю жизнь, где открываются бездны тревоги, радости, страха… Рекомендую этот фильм и детям, и родителям.
* Ежегодно журнал «КиноРепортер» организовывает и вручает значимые для всего творческого сообщества страны премии «Аванс» и «Событие года» лучшим представителям разных поколений российского кинематографа. При этом журнал не ограничивает себя условными стандартами, навеянными мимолетными трендами, а отмечает истинные, заслужившие всенародную любовь таланты и зажигает новые многообещающие звезды.