Моя дочка (5 лет) разговаривает со своим отражением в зеркале. Как будто там, за стеклом, живет другая девочка, ее подружка-принцесса. Юля рассказывает ей про мультфильмы, которые смотрела, про то, где гуляла и что кушала, смеется. Когда я спрашиваю ее, что у нее за «подружка», она смущается и переводит разговор на другую тему. Вроде бы мы с мужем часто с ней разговариваем, то есть дефицита общения быть не должно. Близких подружек у Юли, правда, нет, но она играет на площадках с другими детьми. Это нормально вообще — разговаривать с отражением?
Ангелина, г. Нижний Новгород
Возникновение воображаемого друга у ребенка в этом возрасте нельзя назвать ни нормой, ни отклонением. С одной стороны, фантазия в этом возрасте бьет ключом, она необходима для ролевых игр и полноценного развития, но с другой — выдуманный друг часто свидетельствует о нехватке эмоциональных контактов со сверстниками и родителями. И дело не в том, что дочка не обделена общением, а в том, что оно может быть поверхностным. Ребенок не все может высказать, особенно если не уверен, что его поймут, оценят важность его переживаний.
Уделяйте дочке больше внимания, занимайтесь совместными делами, постарайтесь обеспечить постоянный коллектив сверстников, в котором может появиться близкий друг, но не поднимайте панику. Если поведение и состояние ребенка не вызывает поводов для беспокойства, отнеситесь к «дружбе с зеркалом» с пониманием. Вспомните, сколько раз вы сами читали монолог своему отражению, репетируя доклад, или выговаривались дневнику? Кроме того, смотрясь в зеркало, пятилетний ребенок выполняет ряд важных задач: познает собственное тело, формирует самооценку, пополняет знания о себе, тренируется в мимике и жестах… И именно у девочек в дошкольном возрасте отношения с зеркалом развиваются особенно ярко. Главное, чтобы это общение с отражением было позитивным, ведь зеркало — показатель отношения к себе.
Больше полезных материалов о детской психологии — в нашем канале на