Мы же, взрослые, в свою очередь не всегда понимаем, почему медведь до сих пор не отшлепал проказницу Машу, как папа Хрюн позволяет свинке Пеппе над собой посмеиваться, и зачем детям в мультиках рисуют квадратные головы.
Нам сложно уследить, на каком теперь транспорте передвигаются щенки из «Щенячьего патруля» (а значит, скоро и такие игрушки выйдут). Малыши же успевают двадцать раз зевнуть за первую минуту гениального мультика «Падал прошлогодний снег», настоящую иронию которого считываешь уже лишь будучи взрослым.
Но ведь дело не в том, что мультфильмы были хорошие тогда и плохие сейчас. Или наоборот. Нет, они просто разные. Мамы отмечают: малыши, лет до 5 с удовольствием смотрят и советскую классику, и «Лунтика». Дети же постарше предпочитают современную анимацию.
Мы спросили у мам, что они любили смотреть в детстве, что смотрят сейчас их дети, и как они к этому относятся.
Анна, 34 года, мама троих детей (3, 9, 10 лет)
«Мне больше всего запомнились „Малыш и Карлсон“, „Ежик в тумане“, „Чертик 13“, „Фунтик“. Но мы смотрели в детстве то, что шло по телевизору, у нас не было такого гигантского выбора, как сейчас, когда есть онлайн-кинотеатры и YouTube. Мои старшие дети с удовольствием смотрят „Три кота“, „Волшебное королевство Бена и Холи“, очень любят старые и новые серии „Простоквашино“. Младшая дочь смотрит „Зебру в клеточку“, которая мне напоминает „38 попугаев“. А вообще, я не всегда могу контролировать, что они смотрят, у меня слишком много детей и мало времени».
Марина, 36 лет, мама сына (3 года)
«Мы с мужем показываем ребенку только советские мультики, потому что, на наш взгляд, они несут добро и по-настоящему учат хорошему, а современную анимацию я, честно говоря, не понимаю. Сын любит сказки Сутеева. Один из любимых мультиков — про мешок яблок, там ему нравится ворона. Еще „Бобик в гостях у Барбоса“, „Умка“, „Осторожно, обезьянки“, старое „Простоквашино“, „Винни-Пух и все- все-все“. Его любимые герои — кот Матроскин и мальчик из Умки».
Яна, 37 лет, мама двух детей (3 и 5 лет)
«Я любила смотреть „Бременских музыкантов“ и хотела быть похожей на принцессу. Еще „Вовка в тридевятом царстве“, мультсериал про попугая Кешу, до сих пор смеюсь над мультфильмом „Волк и теленок“. У сыновей любимые мультфильмы из моего детства — „Умка“, „Бременские музыканты“, „Тайна третьей планеты“ (старший сын очень его любит), а из новых — „Щенячий патруль“, „Оранжевая корова“. Я спокойно отношусь к современным мультфильмам, к новому Диснею, и к продолжениям старых советских мультиков. Они вполне органично вписываются в новую детскую реальность».
Елена, 34 года, мама двоих детей (6 лет и 6 месяцев)
Я до сих пор помню, как появились диснеевские мультфильмы — «Чип и Дейл», «Утиные истории» и другие. Старший сын обожает «Герои в масках», мультик про Пингвиненка Лоло, сериал «Приключения Пети и Волка», а из советских мультфильмов я ему показывала, и он нормально воспринял «Летучий корабль», «Большой Ух» и «Ежик в тумане». Но современные мультики, конечно, дети смотрят в несколько раз больше, чем старые».
Сколько мультиков можно смотреть в день детям: мнение психолога
Основной критерий даже не количество мультфильмов, а время, проведенное около экрана с меняющимися картинками. Психологи чуть более лояльны, чем окулисты, но тоже ставят для детей жесткие рамки:
3-7 лет — не более 30-40 мин в день
7-10 лет — 1,5-2 часа в день
10-18 лет — 3-4 часа у компьютера или телевизора.
«Телевизор, компьютер или планшет в наше время заменяют многим родителям няню. Родители занимаются своими делами, а дети проводят время за просмотром мультфильмов. Это удобно, но, все хорошо в меру. Играет роль качество контента и функция, которую он несет. При этом надо помнить, что нагрузка на психику не должна превышать определенного времени».
Два признака хорошего мультфильма
1. Наполненность и ценность
«В наши советские мультфильмы была вплетена аналогия с реальной жизнью, они нам показывали, как преодолевать те или иные трудности, — говорит Марьяна Красавина. — Они добрые и при этом помогают малышам адаптироваться к различными условиям и ситуациям».
Кстати, подобные мультфильмы можно найти и среди современных. К примеру, персонажи «Оранжевой коровы»очень точно проигрывают различные семейные ситуации, на которых ребенок может научиться определенным полезным реакциям.
2. Добра больше, чем зла
«Важно учесть, какое процентное соотношение занимают позитивные персонажи и реакции по отношению к негативным, — предупреждает психолог. Главное, чтобы позитива и добра в мультфильме было в разы больше негатива. В противном случае это напрямую повлияет на возбудимость и психику ребенка, и может привести к ночным кошмарам, тревоге и даже порой к энурезу».