Кристин и Ли Холлоуэй не успели прожить в браке и года, когда в мае 2016 года девушка обратила внимание на то, что муж ведет себя странно. Обычно целеустремленный и увлеченный работой в компании, которую он сам помог основать, Ли начал пропускать работу или приходить на нее очень поздно.
Мужчина перестал принимать душ и все чаще надевал грязную вчерашнюю одежду — для Ли, который всегда внимательно следил за стилем, это было нетипично. К тому моменту Кристина была на шестом месяце беременности: девушка думала, что муж все еще восстанавливается после операции на сердце, которую ему сделали в 2015 году.
Кристин все чаще и чаще стала задумываться о том, что Ли недоволен их браком. Спустя три месяца странностей Ли уволился с работы, а его поведение «резко ухудшилось»: «Он не переодевался и проводил много времени на диване. Смотрел одни и те же фильмы и сериалы по кругу».
«У него не было никакой мотивации или желания работать. Это ненормально поведение для кого угодно, не говоря уже о моем блестящем, удивительном муже», — рассказала Кристин журналу SELF. Также девушка заметила, что у мужа появились навязчивые идеи — он постоянно пересчитывал половицы в доме и деревья на улице.
Когда пришло время рожать, ничего не изменилось — пока Кристин переживала экстренное кесарево, Ли спал. Вернувшись домой, девушка наблюдала, как муж все больше и больше уходит в себя, отказывается принимать душ, а навязчивых идей у него становится больше. «Каждый день я просыпалась и видела новую версию Ли. Я была в ужасе», — вспоминает она.
Кристин пыталась добиться от мужа помощи с ребенком, на что он никак не реагировал. В конечном итоге пара посетила семейного терапевта, но и там мужчина не проявил никакой вовлеченности. Терапевт порекомендовал записать мужчину к другим специалистам: кардиологу, неврологу, психиатру и нейропсихологу.
Именно последни1 предположил, что поведение 35-летнего Ли может быть связано либо с глубоким психологическим срывом, либо с неврологическими проблемами. Психиатр подтвердил его опасения — он сообщил Кристин, что у Ли может быть редкая форма раннего слабоумия.
«Я даже не ответила. Я подумала, деменция? Это болезнь, которой страдают пожилые люди. Я не могла в это поверить», — вспоминает Кристин. Однако, МРТ подтвердило — у Ли «атрофия мозга, не соответствующая возрасту». «Весь мой мир рухнул. До этого момента я надеялась, что у него тяжелое, но излечимое психическое расстройство», — сказала она.
«Я была убита горем», — рассказывает девушка. «Это был худший сценарий». Она уволилась с работы, понимая, что ее дни со «здоровой версией» мужа сочтены. После дополнительного обследования Ли поставили окончательный диагноз — поведенческая лобно-височная дегенерация.
Кристин сразу предупредили, что состояние Ли будет только ухудшаться, а способов ему помочь нет. «Я испытывала столько боли, а Ли уже даже не осознавал всю серьезность диагноза», — рассказала Кристин. Девушка была вынуждена стать опекуном мужа — тот перестал отвечать критериям «дееспособности».
Ли мог внезапно выбежать на проезжую часть, не обращая внимания на транспорт и не закрывал входную дверь. Сейчас мужчине 43 года и вот уже два из них он проживает в специальном центре, где ему оказывают круглосуточный уход.
«Он по-прежнему физически активный, но невербальный», — говорит Кристин. «Одновременно воспитывать ребенка и следить за Ли было тяжело: когда сын только приучился к горшку, у Ли началось недержание мочи. Когда сын заговорил, Ли перестал». Сейчас Кристин навещает мужа раз в месяц. Она создала фонд в его честь и хочет, чтобы как можно больше людей знали о ЛВД.
Симптомы раннего слабоумия
Изменения в поведении, неадекватность или изменение чувства юмора.
Человек иначе выражает свои чувства.
Отсутствие осознанности — человек не замечает произошедших изменений.
Возникновение трудностей с подбором конкретных слов.
Трудно принимать участие и сосредоточиться на разговоре.
Человек перестает понимать взаимосвязь: например, ему не понятно, что деньги используются для покупки вещей, а пульт — для включения телевизора.
Изменение речи — она становится невнятной или неуверенной.
Возникновение трудностей при восприятии информации — чем сложнее и длиннее предложения, тем хуже.
Движения становятся скованными или замедленными. Возможны подергивая или судороги.