Для того чтобы ребенок получил базовые знания по музыкальной теории, научился играть на инструменте и любить Моцарта и Шопена, совсем необязательно вести его в музыкальную школу. В наше время существует альтернатива классическому музыкальному образованию. В детских садах и начальных школах можно получить начальное музыкальное образование по системе немецкого педагога Карла Орфа. Разумеется, у каждого метода есть свои преимущества.
Школа для профессионалов
Плюсы обучения в классической музыкальной школе очевидны: ребенок получает объемные знания, он не только учится играть на основном музыкальном инструменте, но и знакомится с произведениями классического музыкального искусства, поет в хоре, играет в ансамбле, осваивает дополнительный музыкальный инструмент. К тому же эти занятия повышают его эмоциональный и интеллектуальный уровень. Ученик музыкальной школы не спутает русского композитора с французским, а Чайковского с Бетховеном.
Давно замечено, что занятия в музыкальной школе помогают осваивать иностранные языки, особенно те из них, где большую роль играет фонетика. Например, китайский или вьетнамский. Уловить, как принято в этих языках, малейшие оттенки интонации, от которых меняется смысл слова, человеку с музыкальным слухом намного легче, чем любому другому. Кроме того, учеба в музыкальной школе делает детей организованными и собранными. Они умеют планировать и распределять свое время, а это всегда пригодится в будущем.
Еще одно очень полезное качество, которое прививают в классической музыкальной школе, — привычка к конкурентной борьбе. Каждый экзамен — это концерт перед зрителями, когда на площадке всегда много хороших музыкантов. Чтобы заслужить хорошую отметку и бурные аплодисменты, надо стараться.
Занятия музыкой делают детей организованными и способствуют развитию интеллекта
Иногда эти очевидные плюсы заслоняют «мелочи», которые остаются за кадром. По статистике, всего 1% выпускников музыкальных школ продолжают профессиональную карьеру. А большинство детей — ученики с обычными способностями, но поблажек им никто не делает. Российская музыкальная школа — это ступень начального профессионального образования, поэтому педагоги предъявляют к ученикам очень высокие требования. После окончания школы знаний должно быть достаточно для поступления в музыкальное училище. Это значит, что ребенок должен будет каждый день 4–5 часов проводить в школе, а в свободное от двух школ время делать уроки. Двойная нагрузка ложится не только на ребенка, но и на маму. Проверить все домашние задания, встретить из школы и проводить на вечерние уроки и, главное, объяснить, что это все гораздо важнее, чем телевизор, футбол или обычные прогулки с друзьями. Если объяснения не помогают и ребенок делает все только потому, что этого хочет мама, после окончания музыкальной школы он, как правило, больше не подходит к своему инструменту.
В музыкальной школе дети с 5-летнего возраста могут учиться играть на фортепиано, гитаре, органе, клавесине, скрипке, флейте, баяне, даже на балалайке или домре. Изучают сольфеджио, ритмику, музыкальную литературу, поют в хоре.
Метод Карла Орфа
Обучение музыке по системе Карла Орфа — для тех детей и родителей, которые не стремятся к профессиональной карьере, но хотят получить начальное музыкальное образование в несколько облегченном варианте. Главный результат, которого хотят добиться педагоги и в первом, и во втором классе, можно сформулировать просто: ребенок должен любить музыку. А научиться играть на фортепиано или гитаре — второстепенно. Малыши еще в детсадовской группе буквально с первого дня занятий осваивают музыкальные инструменты Карла Орфа. Они носят такие же названия, как обычные: ксилофоны, металлофоны и т. д., но заметно от них отличаются. Карл Орф адаптировал свои инструменты специально для детей. Например, на его ксилофоне коробка, на которой расположены клавиши, более объемная, она служит резонатором, и благодаря этому инструмент звучит глубже и протяжнее. Это придает ему удивительную особенность: звук ксилофона не заглушает голос исполнителя. Играя, ребенок слышит себя. Еще одна изюминка ксилофонов Орфа — съемные клавиши. Вы можете оставить только те из них, которые в данный момент нужно освоить ребенку. Играть на инструментах Орфа можно и с двухлетним малышом — существуют маленькие ксилофоны и металлофоны специально для этого возраста
Музыка для малыша — путевка в сказочный мир
Дети постепенно осваивают музыкальную теорию, с первого дня играя в своеобразном оркестре. В ход идут не только инструменты Орфа, но и целая россыпь шумовых инструментов — трещотки, маракасы, бубенчики, колокольчики, самодельные тарахтушки. Это позволяет каждому ребенку независимо от уровня его способностей найти свое место в ансамбле. Если он не справляется с мелодией, которую нужно сыграть, ему предлагают другой инструмент. Через некоторое время все дети, независимо от способностей играют на блок-флейтах или ксилофонах. А на индивидуальных занятиях по выбору осваивают фортепиано, гитару или флейту.
Для того чтобы развить у каждого малыша музыкальный слух и способности, которые в той или иной степени есть абсолютно у всех, надо дать возможность ребенку быть деятелем. Классические методы обучения музыке в детских садах часто бывают скучноваты. Воспитатель играет на пианино, а дети сидят и слушают не шевелясь. Если на первом же уроке дать малышам в руки инструменты и попросить попадать в такт, эффект будет гораздо выше. Именно так и поступают педагоги, работающие по методу Орфа. Они уверены: чем больше разных инструментов, пусть даже и самодельных, предложить детям, тем лучше. Попросите, например, двухлетнего малыша взять в руки пластмассовую бутылочку, наполненную крупой, и показать, как бежит мышка. Или с помощью двух деревянных палочек изобразить, как прыгает козлик. Даже просто потрясти маракасы под музыку, попадая в такт, — восторгу не будет предела! Казалось бы, балуется малыш: шуршит, стучит и ничего больше. Но на самом деле он развивает чувство ритма, чувство метра, ощущение динамики, словом, свою природную музыкальность.
Музыка была обязательным предметом для многих школяров предыдущих эпох. Например, в Древней Греции ее изучали наряду с чтением, письмом, арифметикой, поэзией и танцами. Умение петь песни было одним из пунктов «семи добродетелей» средневекового рыцарского образования (кстати, в этом списке отсутствовало умение читать, но присутствовали, например, умения метать копья и плавать).
Звуковая сказка
Если вы твердо решили, что ваш ребенок будет заниматься музыкой, постарайтесь подготовить его к учебе в школе как можно раньше. Начать можно с двух лет.
Как известно, слух есть у каждого человека. Но если его не развивать, эта способность с годами угасает. Заниматься дома с малышом может любая мама. Вы наверняка обращали внимание, как годовалые малыши любят колотить ложкой по тарелке или по столу. Превратите эту любовь в захватывающую игру. Для этого надо лишь дать понять крохе, что за каждым звуком что-то есть. Игра на инструменте — это условный язык, в котором надо научиться разбираться. Придумайте звуковую сказку с переводом. Сначала произведите звук, а потом объясните, что это значит. И тогда удар по клавише ксилофона превратится в падение звездочки, а стук палочек по барабану — в цокот копыт маленьких козлят, которые бегут к маме. Попробуйте поговорить с малышом на языке инструментов. Не надо произносит ни одного слова, просто «говорите» бубном или ксилофоном что-то ребенку, а он пусть с помощью своего инструмента «отвечает». А после этого попросите рассказать, о чем был «разговор». Примите любую его версию. Увидите, ваш малыш научится слушать. Пусть это только первоначальное представление о возможностях музыки. Позже фантазия подскажет ему, о чем хотели рассказать нам своей музыкой великие композиторы.
Ребенок должен любить музыку. А научиться играть на фортепиано или скрипке — это второстепенно.
Почему дети не поют?
Один из компонентов музыкального слуха — умение чисто, без фальши, петь — во многом зависит от того, поющая ли у ребенка мама. Дело в том, что слух развивается только вместе с голосом. Если мама не поет вместе с ребенком, он просто не научится это делать. Напевая вместе с мамой простую песенку, ребенок инстинктивно прислушивается к маминому голосу: а так ли я пою, как она? Попадает сначала в две ноты, потом в три. В такие моменты он интуитивно считывает информацию, запоминает, как работает голосовой аппарат, смотрит, как мама берет дыхание. Это тоже очень важный компонент пения. Иногда ребенок не поет, потому что не понимает, когда надо вдохнуть. Пение для него — трудная работа, потому что он задыхается, не дотягивая фразу. Именно поэтому так важно живое мамино пение, ведь под магнитофон правильно брать дыхание не научишься.
Для совместного пения очень важно правильно выбирать песни. Двухлетнему малышу популярные «взрослые» песни не подходят — слишком сложны для исполнения. Даже детские песенки не все для этого годятся. Очень часто композиторы пишут «детские» песни, которые под силу исполнить разве что 10-летним. Но те их не поют, потому что по содержанию они им не интересны. Для малышей лучше выбирать коротенькие попевки из двух фраз, пока малыш не научится исполнять их чисто. Не забывайте о том, что под песенку хорошо бы пританцовывать или аккомпанировать на настоящих и самодельных инструментах: кубиках, деревянных палочках… Такое ритмичное движение дает ощущение такта. Практика показывает, что малыши, которые в раннем возрасте не двигались под музыку, танцуют и поют, не выдерживая ритма.
Двухлетнему малышу популярные «взрослые» песни не подходят — очень сложны для исполнения.
Учимся слушать классику
Все знают, что слушать классическую музыку надо в абсолютной тишине. Для начала выбранную музыкальную пьесу надо дать ребенку «проиграть». Пусть он подыгрывает в такт мелодии на любом инструменте. Спросите его, что он чувствует, слушая ее. Попросите его станцевать свою фантазию под эту пьесу. Теперь, когда ребенок «прощупал» ее телом, нашел ее в себе с помощью фантазии и эмоций, можно рассказать о том, как слушают музыку в концертных залах. Малыш по вашей просьбе посидит тихонько, а вы предложите ему сыграть в «угадайку». Попросите его назвать известную мелодию среди незнакомых отрывков. Увидите, как он обрадуется, когда услышит «свою». Вот теперь он готов к прослушиванию музыки. Это станет для него настоящим удовольствием, ведь с этой пьесой у него связана масса положительных эмоций.
Вольфганг Амадей Моцарт играл на клавесине с 4 лет, в 5 начал сочинять музыку, в 6 — выступал с концертами, в 8–9 создал первые симфонии. Музыке его учил отец — скрипач и композитор. Людвиг ван Бетховен, также сын музыканта, давал первые концерты в 8 лет.
Кстати!
Одним из самых милых и обаятельных свидетельств того, что занятия музыкой для детей это очень здорово, в последнее время стали видео американца Кольта Кларка. Сидя дома с тремя детьми на карантине, он организовал настоящую рок-группу с сыновьями на ритм-секции и дочкой на подтанцовке. Название семейный коллектив получил соответствующее — «Кольт Кларк и Детки на карантине». За полгода их видеоролики на песни рок-классики собрали более 30 млн просмотров на YouTube, а саму группу стали приглашать в популярные телешоу.
Больше полезных материалов о детском воспитании — в нашем канале на