Любой детский утренник можно условно разделить на три части: подготовка к празднику, официальная торжественная часть и собственно заключительная, празднично-развлекательная. В группе дети репетируют сценарий, оттачивают роли, слова и выходы. В актовом зале музыкальный работник часами отрабатывает с малышами танцевальные па и хоровое пение. Дома родители разучивают с маленькими артистами стихи и отдельные роли. Все в ожидании блистательного представления:
- малыши желают удивить родителей и показать все свои умения;
- мамы и папы готовы с гордостью рукоплескать своим чадам;
- воспитатели и музыкальный работник надеются продемонстрировать результат огромной многодневной работы.
И вот этот день настал. Воспитатель последний раз прогоняет программу, чтобы убедиться, что все помнят свои слова. Надеваем костюмы, переодеваемся. И вдруг выясняется, что у Коли опаздывает мама, а Соня испачкала фломастерами кружевное платье. По дороге в актовый зал Юра наступает Маше на ногу, оступается, падает и ломает праздничный реквизит. Заходим в зал. Где же мама? В зале хаос, беспорядочные вспышки фотоаппаратов. Слева родители выкрикивают имена своих детей, чтобы дать им последние рекомендации: «Поправь бант… галстук… рубашку!» Справа дает указания воспитатель, рассаживая малышей по стульчикам: «Не отвлекайтесь, быстрей, быстрей!» Позади детей музыкальный работник готов дать первый аккорд: «Все внимание на меня!» Началось выступление. Танец: «Миша будь аккуратней, ты врезаешься в Петю!» Стихи: «Антон, ну вспоминай же слова, столько раз репетировали!..»
Дети чрезвычайно чувствительны. Замуштрованный и заинструктированный малыш обязательно даст осечку:
- зависнет в неподходящий момент от волнения;
- уйдет на перезагрузку от большого потока указаний;
- заразится от перевозбужденного или разрыдавшегося соседа.
Он слишком восприимчив, чтобы не заметить досаду в глазах мамы: «Ничего, сынок, в следующий раз ты станцуешь лучше» − значит, в этот раз не получилось? Его мир так хрупок, что может обрушиться от одного необдуманного слова, маленького укора, безобидной шутки. Одна фраза: «Не волнуйся! У тебя все получится!» − может выбить из колеи (а он и не волновался вроде, но теперь…).
Наши дети − не главные ли они участники торжества? Зачем их одергивать, цыкать, качать головой? У нас праздник, а не показное выступление дрессированных малышей. Праздник детский, и не надо ожидать, что все в нем пойдет по сценарию. Важно транслировать веселый дух и предвкушение замечательного дня, убежденность, что он обязательно будет удачным и никакие мелкие неприятности не смогут этому помешать.
Ситуация: Мама забыла привезти праздничный костюм, или его испортили.
Для малыша это катастрофа. Конечно, ребенок может пойти на праздник и без костюма, но ведь другие малыши будут нарядными и красивыми!
ЧТО ДЕЛАТЬ? Не поддавайтесь панике. Малыш должен быть уверен, что ситуация под контролем и уже решается. Подбодрите карапуза − и вы увидите, что он сразу успокоится. Пятно можно прикрыть брошью или платком. Даже если ребенок вовсе остался без костюма, всегда можно найти неплохой выход, придумав новое амплуа для юного актера: порыться в садовском театральном реквизите, посмотреть, что надето на самой маме. Можно найти в группе и использовать сабли, парики, детали танцевального костюма, ремни, косынки, платочки, шляпы, кусочки тюля или простыню. Посмотрите, что лежит в шкафчике у ребенка, может, там найдется сменная рубашка. Мама может надеть девочке свои бусы, цепочку, повязать на голову красивый тюрбан. Мальчик может стать пиратом, если наденет мамин пиджак, опоясав его куском красной ткани, напялит бутафорский нос и завяжет один глаз черной лентой. В таких ситуациях мама просто обязана проявить всю свою смекалку.
Ситуация: «Не буду читать стишок!»
Чаще всего причиной отказа как раз и является полученный ранее отрицательный опыт выступления на утреннике, страх не оправдать ожидания взрослых. Бывает, что малыши настолько боятся торжественной части мероприятия, что вовсе отказываются идти на праздник, а иногда даже заболевают (срабатывают внутренние защитные механизмы).
ЧТО ДЕЛАТЬ? Если ваш ребенок крайне замкнут, стеснителен, слишком тревожен или просто не любит публичных выступлений, вы можете попросить воспитателя задействовать его в праздничной программе минимальным образом. Почти в любом сценарии есть роли без слов или с двумя-тремя простыми фразами. Спросите себя, почему малыш так боится? Как вы реагируете на его неудачи, не слишком ли высокие требования ему предъявляете? Не сравнивайте малыша и старайтесь не критиковать. Понаблюдайте за ребенком: в чем он достиг успеха, за что его можно похвалить (возможно, он плохо спел, но отличился на конкурсе отгадывания загадок). Не выкрикивайте замечания, не грозите пальцем, не хмурьте брови в момент выступления детей. С вашим недовольным лицом – вот с чем будет связано его впечатление об утреннике. Если кроха неудачно выступил, ни в коем случае не осуждайте его. Можно вообще проигнорировать это обстоятельство. Дети способны извлечь правильные уроки из таких ситуаций и без оценок родителей.
Ситуация: «Не хочу быть простою крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой!»
Ребенок не желает играть второстепенную роль в спектакле. Он требует только главную! Как правило, такие капризы случаются у демонстративных детей, которым нравится быть в центре внимания. Что делать, если малыш отказывается перед самым выходом надевать свой костюм?
ЧТО ДЕЛАТЬ? Не позволяйте ребенку топать ногами и устраивать истерики. Возможно, он привык добиваться своего во что бы то ни стало, но потакать детским прихотям в ущерб интересам других детей нельзя. Демонстративные дети действительно очень артистичны и талантливы и, без сомнения, сыграют с успехом любую, даже самую сложную роль. Но ни в коем случае не идите у них на поводу. Постарайтесь терпеливо объяснить ребенку, что другие дети также достойны ярких персонажей. Что любую, даже самую незначительную роль можно исполнить так, что она не останется незамеченной. Учите малыша радоваться не только своим, но и чужим успехам. Если истерика затянулась и не прекращается, предложите ему два варианта: он посидит и успокоится, а потом блистательно исполнит ту роль, которую ему доверил коллектив, или вовсе останется в роли зрителя. Будьте доброжелательны, но тверды.
Ситуация: «Не дали приз!»
Обделенный вниманием ребенок испытывает сильную эмоциональную травму, особенно если всех похвалили и поздравили, а его публично проигнорировали.
ЧТО ДЕЛАТЬ? Лучший выход из этой ситуации − допущенную оплошность переиграть в особенное, отдельное поздравление, как будто специально оставленное на последний момент. Маме, которая заметила упущение воспитателя (волнуются и они), лучше подойти и указать на ошибку. Или без тени тревоги и возмущения сообщить о еще одном непоздравленном герое прямо с места. Малыш уже готов разрыдаться, поэтому ваша реакция не должна быть бурной.
Ситуация: Казус, страшный или смешной.
Нередко с малышами случаются различные казусы: забыл роль, оговорился, нечаянно пукнул, врезался во время танцев в воспитателя, сломал реквизит. Часто это происходит из-за волнения, нервной суеты, детских отвлечений. И, надо сказать, в излишне напряженной обстановке такие моменты могут вылиться не только в горькие слезы, но, что хуже, в нервный смешок со стороны одного ребенка, перерастающий во всеобщий гомерический хохот уже всей детской группы. Конечно, воспитатель непременно вмешается, но публичное осмеяние может сильно ранить малыша. Если же ваш ребенок недолго думая тоже начнет смеяться, вы можете гордиться таким карапузом. Здоровая самоирония – редкое и драгоценное качество.
ЧТО ДЕЛАТЬ? Первое, что предпримет растерявшийся малыш, − начнет искать вас взглядом: ему нужна помощь, чтобы правильно оценить ситуацию. Не делайте грозное или оскорбленное лицо. Реагируйте в зависимости от ситуации. Если проблема несерьезная (лопнул шарик, врезался в кого-то, забыл слова), помашите ему приветливо рукой, покажите знаками, что ничего страшного не произошло. Если же дети смеются, а воспитатель не реагирует, придется вмешаться. Подойдите к детям и объясните, что бывают ситуации, которые могут произойти с каждым из нас, и, если мы привлекаем к ним всеобщее внимание других, мы ставим человека в неловкое положение. Если на детский праздник приглашены костюмированные артисты, можно попросить их вмешаться в ситуацию, переключить внимание публики на что-то другое. Имейте для таких моментов веер, высушивающий слезы, «смешинковое перышко» или утешающий сюрприз.
Ситуация: Малыш испугался переодетого артиста.
Ребенку необходимо видеть глаза и настоящее лицо человека, чтобы понять, можно ли ему доверять. Маскарадные костюмы и грим этому мешают, а излишняя экспрессия, громкий смех и размашистые движения руками, свойственные веселым артистам, отпугивают.
ЧТО ДЕЛАТЬ? Если ваш малыш увидел Деда Мороза или актера в гриме и испугался, понаблюдайте за ним издалека, расскажите ему про этого сказочного героя, объясните, что клоуны очень добрые и веселые. Если ситуация не переменится, попросите актера снять маску или клоунский нос и показать, что он обычный человек. Попробуйте продемонстрировать малышу, как перевоплощается артист. Наденьте маску на себя, снимите, улыбнитесь и снова наденьте. Не настаивайте на том, чтобы ребенок шел веселиться с другими ребятами. Пусть посидит около вас. Скорее всего, понаблюдав, как другие ребята весело общаются с клоунами, он захочет присоединиться к ним.
Праздничные заметки
Если вы заранее знаете, что вам не удастся попасть на утренник, приложите усилия, чтобы получить фото- и видеоматериалы с детского праздника. Пообещайте ребенку, что обязательно всей семьей посмотрите видео с праздника. Тогда он от всего сердца сыграет свою роль.
В развлекательной части главная проблема − организовать ребят. Все желают быть первыми, участвовать в каждом конкурсе и тянут ручки и кричат: «Можно я? Можно я?» Особенно впечатлительные малыши могут расплакаться или поссориться с другими. Для таких случаев используйте веселые считалки или лотерею. Например, возьмите две колоды детских карт: из одной колоды карты раздайте малышам (у каждого своя карта), а затем вам только останется тянуть по карте из второй колоды и вызывать малышей (обладателей такой же карты, как у вас) для участия в конкурсе. Можно написать имена всех ребят на листочках, положить в шляпу и вытягивать по одному.
Приглашайте на утренник профессионального фотографа, видеооператора или поручите съемку одному родителю с профессиональной техникой. Тогда вам не придется отвлекаться от программы, бороться за удачное для съемки место. Фотограф сможет удачно сфотографировать и вашего малыша, и тех детей, чьи родители не смогли попасть на праздник. Любительские фотографии двигающихся детей получаются смазанными, мелкими и в неудачных ракурсах. Большое количество вспышек отвлекает малышей.
Наступает час, когда малыши, переполненные эмоциями и впечатлениями, теряют над собой контроль. В таких ситуациях попробуйте следующие приемы: используйте волшебный пульт управления малышами, нажимайте воображаемые кнопки, произнося действия вслух (уменьшаю скорость, убавляю звук, замедляю действия, выключаю). Договоритесь с самым шумным ребенком, что, когда вы нажимаете ему на носик, он замирает на несколько секунд. Можно поиграть в маленьких червячков: пусть малыши покажут, как они ползают, как лежат брюшком вверх. Положите на голову малышу книжку, рукавичку, любой подходящий предмет. Включите на телефоне таймер на 2−4 минуты. Задача ребенка − передвигаться медленно, чтобы не уронить с головы предмет, продержать его до звукового сигнала. Всем победителям полагаются призы.