Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Почему нельзя заранее изучать школьную программу с ребенком

Это тот случай, когда знания могут оказаться абсолютно лишними. Если все же решили готовить малыша к школе с фанатизмом, не удивляйтесь, что он будет биться в истерике, получив четверку или проиграв какой-то конкурс.

12 января 2021
синдром отличника: что это такое, как бороться
Источник:
Getty Images/iStockphoto

Видеть в своем ребенке скрытые таланты — нормально для каждого родителя. Нормально с натяжкой — делиться своей точкой зрения с другими людьми. Ненормально — требовать от ребенка быть гениальным, неповторимым, уникальным, идеальным. Стремление быть первым, доведенное до абсурда, порой может сыграть с вашим чадом злую шутку.

Нелли Давыдова
Психолог

Главный эксперт центра реабилитации и курортологии ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России

«Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был лучшим, особенно сегодня. С одной стороны это верно, ведь своего ребенка необходимо превозносить и верить в его силы. Как правило, прошлый опыт общения в семье, детском саду или школе побуждает дошколенка, младшеклассника, а затем и подростка верить в то, что он лучший из лучших. Стремление быть первым может оставаться в подсознании до конца жизни.

Но с другой стороны, мамы и папы как будто участвуют в марафоне «кто лучше». Они хотят доказать самим себе, что хорошие родители, могут дать многое своему ребенку, который будет в дальнейшем лучше, успешнее, чем они сами. И загружают своих детей учебой, спортом, другими занятиями, забывая о том, что «ничего не делать» тоже бывает полезно.

В условиях постоянной гонки за лучшим результатом, взрослые ломают личность, расстраивая психику маленького человека, у которого практически отсутствует детство».

Анна, мама 9-летней Миланы:

«В первый класс дочка шла, умея бегло читать, считать в пределах ста и грамотно писать. Ее никто не заставлял, ей нравилось учиться, нравилось читать книги. Любимая игра — игра в школу. В итоге по знаниям она была на голову выше своих одноклассников.

Первый и второй класс промелькнули играючи. Дочери было с одной стороны скучновато, с другой — она привыкла считаться лучшей, привыкла, что может с легкостью ответить на любой вопрос, что на домашние задания тратится не больше получаса. А мы в свою очередь настолько привыкли к ее хорошим оценкам, что четверка считалась недоразумением.

Эта самоуверенность нас и подвела. К третьему классу начались темы, которые приходилось действительно учить. Но пока остальные «учились учиться», она расслаблялась. И в какой-то момент ей стало очень сложно. Она стала психовать, срываться, нервничать.

Кульминацией стала первая тройка — за одну из контрольных. Как потом рассказала учитель, дочка устроила истерику прямо в классе, отказывалась давать дневник и рыдала, что «дома ее убьют». Хотя мы пальцем ее не трогали».

«Мы часто видим, как родители приводят малышей в первый класс школы не просто подготовленными к программе, а уже с багажом знаний не по возрасту, — комментирует историю нашей героини Нелли Давыдова. — Они умеют читать, писать, считать и даже говорить на иностранном языке. Но при этом не способны завязать самостоятельно шнурки или отсидеть урок, не отвлекаясь. То есть у них нарушена саморегуляция. Дети считают, что все уже знают».

«синдром отличника»: что это такое, как бороться
Источник:
Getty Images

Как выглядит синдром отличника

  • Школьник добивается пятерки любой ценой. Он может даже устроить истерику на уроке, упрашивая учителя «спросить еще» или «не ставить четверку».

  • Ученик не готов воспринимать критику. Он считает себя всегда правым.

  • Но при этом поражение, неудача, четверка — это конец света и трагедия вселенского масштаба. Школьник начинает сам критиковать себя, называть неудачником, тупицей и двоечником.

  • И, как следствие, ребенок боится ошибиться. Незнакомые задания, которые он не может понять с первого раза, вызывают панику и ощущение, что он ничего не знает и получит плохую оценку.

«Вы ругаете ребенка за каждую плохую оценку, а в итоге он не может решить пример на контрольной, думая не о заданиях, а о том, какой будет скандал, если он получит двойку»

Синдром отличника часто еще называют синдромом перфекциониста, то есть человека, который должен все делать идеально. Он ставит себе целью добиваться наилучших результатов в любом деле: будь то спорт, карьера, учеба, личная жизнь. Ему важно, чтобы его хвалили, и чтобы им восхищались.

Хорошо, если это здоровый перфекционизм. Но такой встречается редко. Чаще мы имеем дело (особенно, если говорим про детей) с так называемым невротическим типом, когда ученик постоянно сомневается в своих действиях, но при этом совершенно не воспринимает критику. Переживает, что сделал ошибку, болезненно воспринимает неудачи и может впасть в депрессию из-за единственной четверки.

Наш эксперт объясняет: ошибка родителей в том, что они при этом реализуют собственные амбиции и настраивают детей только на идеальный результат. В таких случаях принятие, одобрение, похвала становятся для детей необходимыми. Они отчасти компенсируют неуверенность, чувства одиночества, малозначимости. А если у школьника появляются проблемы в учебе или же он проигрывает какое-то соревнование, конкурс, то у него развивается депрессия, снижается самооценка, формируются страхи. Вот он — «синдром отличника» в действии. И в итоге мы имеем уставших изможденных детей с кучей комплексов, не умеющих проигрывать.

«А ведь плохой результат, проигрыш — это тоже очень важный опыт», — напоминает психолог.

Как помочь ребенку: 5 советов

  1. Не забывайте говорить ребенку, что любите его. Не за оценки, а просто потому что он есть, даже если он не идеален. В дневнике двойка, да, вы расстроены. Но это не влияет на вашу любовь. А двойка — это такая ерунда.

  2. Поддерживайте ребенка, а не обвиняйте его. Вставайте всегда на его защиту, в любой ситуации. Не забывайте: ошибки — это нормально.

  3. Жизнь не должна вертеться вокруг учебы. Надо переключаться на обыденные радости и удовольствия.

  4. Не перекладывайте на детей свои нереализованные мечты — у вашего ребенка не обязательно должны быть склонности к вашим любимым предметам. Таким образом, можно навредить росту личности.

  5. Главный совет — показывайте ребенку здоровое и позитивное отношение к учебе.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения