Теория педагогического прикорма сформировалась относительно недавно под влиянием растущей популярности длительного грудного вскармливания. Родители, мечтающие вырастить ребенка максимально естественным способом, подхватывают ее с большим энтузиазмом. Адепты убеждены: до года все пищевые потребности ребенка обес-печиваются грудным молоком. По этой причине главная цель педагогического прикорма (в отличие от «педиатрического») не накормить малыша, а пробудить в нем интерес к еде.
Основные постулаты
- Педагогический прикорм вводят только после того, как кроха освоит ключевой для принятия пищи навык – научится сидеть без поддержки, то есть не раньше 6 месяцев.
- Во время семейных трапез малыш сидит за общим столом на руках у мамы или в детском стульчике.
- Пища отдельно для ребенка не измельчается и может содержать соль или небольшое количество нежгучих специй.
- Когда малыш готов добровольно отведать взрослой еды, мама дает ему попробовать блюдо из своей тарелки, но только в микродозах − кусочках размером с рисовое зернышко, максимум с горошину. Если речь идет о жидкой пище, крохе предлагают одну каплю на кончике ложки. Со временем объем увеличивается до 3−5 таких «микродоз».
- Если ребенок капризничает или плачет, его сразу уносят из-за стола.
- Взрослую еду кроха всегда запивает маминым молоком.
- Объем грудного молока при введении педагогического прикорма не уменьшается, даже если малышу дают твердую пищу.
Диетологи не видят ничего страшного в педагогическом прикорме, но лишь при условии, что ребенок находится на грудном вскармливании и мама планирует кормить его еще долго. Хотя есть и другие оговорки.
Все члены семьи должны твердо соблюдать принципы здорового питания. Жареные, жирные и копченые продукты ребенку давать нельзя. С 6 месяцев лучше все же опираться на научные исследования, а не на собственные убеждения. В этом возрасте одного грудного молока и даже микродоз мяса, творога, круп, фруктов и овощей детям недостаточно, и дополнительное питание им действительно необходимо. Ближе к году эти потребности заметно возрастают, поэтому в идеале нужно с самого начала придерживаться традиционной схемы, одобренной диетологами. При этом отказываться от философии педагогического прикорма вовсе не обязательно: ее можно практиковать параллельно.