Начало учебного года — важный и волнительный этап в жизни каждого школьника. Переход от летнего отдыха к учебному режиму сопровождается эмоциональными и поведенческими изменениями, которые могут оказывать сильное влияние на состояние ребёнка. Иногда это может проявляться как подавленность и тревожность, возникают трудности с освоением учебного материала. Родителям важно понимать причины таких состояний, вовремя распознавать тревожные сигналы и поддерживать ребёнка в период адаптации. Клинический психолог ЕМС Луиза Истомина рассказала, как правильно подготовить ребёнка к новому учебному году и в каких случаях без помощи психолога не обойтись.
Почему начало учебного года вызывает подавленность
В начале учебного года увеличивается количество обращений, связанных с изменениями в состоянии и эмоциональном фоне ребенка. Эти изменения могут проявляться как подавленность, повышенная тревожность, чрезмерная эмоциональная реактивность, трудности с регулированием эмоций и поведения, а также повышенная агрессивность. Таким образом, на поведенческом и эмоциональном уровне наблюдается широкий спектр изменений.
Во время каникул нервная система ребенка привыкает к определённому режиму, который меняется с началом учебного года. Для адаптации к новым условиям требуется время. Первоклассники сталкиваются с новой средой и с новыми требованиями, а старшие дети — с необходимостью перестраиваться после летнего режима, заново привыкать к задачам, которые ставит учебный год.
Режим сна, активности и досуга отличаются: в каникулы ребёнок много гуляет, развлекается и отдыхает в окружении семьи. Теперь же ему предстоит вернуться к строгому расписанию — ранним подъемам, посещению школы и дополнительных занятий. При этом нужно сохранить время для отдыха.
Как распознать эмоциональный стресс у ребёнка?
Каждый ребенок индивидуален: некоторым легко адаптироваться к началу учебного года. Родителям важно не путать собственную тревогу с реальными сложностями школьника. Если в начале учебного года наблюдаются изменения в поведении — апатия, подавленность, снижение интереса к играм и общению, — стоит оказать поддержку и дать ребенку время на адаптацию.
Как адаптироваться к началу года?
Начинайте адаптацию еще в конце лета, так как перестройка режима может оказаться непростой. Постепенно приближайте время отхода ко сну и подъема к школьному распорядку. Кроме того, учебная нагрузка с каждым годом возрастает, требуя от ребёнка психической энергии для усвоения материала и развития учебных навыков. Важно научить ребёнка самостоятельно и эффективно организовывать время для выполнения домашних заданий, не доводя себя до истощения.
Самая важная рекомендация — убрать дополнительные стресс-факторы. Планируйте приятные события в сентябре, вводите утренние и вечерние ритуалы, создавайте поддержку и стабильность, которая поможет ребенку чувствовать себя в безопасности и с большей уверенностью входить в новый учебный этап. Тогда у него будут психоэмоциональные ресурсы на преодоление стресса, связанного с началом учебного года.
Как поддержать самооценку ребёнка
В первую очередь, нужна ваша поддержка — доброе, понимающее и сострадательное отношение. Как никто другой, ребенок хочет, чтобы у него всё получалось, чтобы он был успешным в учебе. Однако каждый ребенок развивается в своем темпе и обладает уникальными особенностями, заложенными природой. Способность концентрироваться, контролировать поведение, сохранять усидчивость в значительной степени зависит от особенностей работы нервной системы. Поэтому родителям важно понимать, что формирование ответственности и навыков саморегуляции — это длительный процесс, в котором особенно важны поддержка, терпение и понимание со стороны взрослых.
Сегодня у многих детей встречаются особенности нервной системы, включающей трудности с исполнительными функциями, регуляцией внимания, гиперактивностью. Раньше такие проявления часто воспринимались педагогами и родителями как лень или нежелание учиться, но сейчас мы понимаем: это особенности развития нервной системы, которые затрудняют успешное освоение учебной программы. Важно помнить об этом и использовать сильные стороны ребёнка и поддерживать его упорство.
Если вы замечаете, что ребенок сделал то, чего от него требовали или о чем договаривались, например, сам собрал рюкзак или выполнил часть домашнего задания, не игнорируйте эти моменты. Иногда желательное поведение воспринимается как должное, и ребенок не получает поддержки. Но если вы хотите способствовать формированию положительных привычек, отмечайте даже небольшие проявления самостоятельности и настойчивости. Ваша поддержка в такие моменты увеличивает вероятность, что ребенок будет поступать также и впредь. Наказания и критика редко помогают, особенно если ребенка ругают за невыполнение договоренностей или пропуск заданий. Гораздо важнее разобраться в причинах затруднений и понять, с чем именно ребенку сложно справиться.
Для помощи в адаптации вы также можете развивать у ребенка психологическую гибкость — совокупность навыков, связанных с регуляцией внимания и осознанным восприятием себя и окружающего мира. Мы учим родителей вместе с детьми замечать, что происходит внутри и вокруг них во время выполнения домашних заданий, есть ли отвлекающие факторы. Это могут быть внешние раздражители: запахи, голоса на кухне, звук телевизора или мультиков, виды из окна, а также внутренние события: негативные мысли, неприятные эмоции и тревога, связанные с боязнью не справиться с заданием.
Техники снятия стресса
Обучение навыкам осознанности. Это помогает детям понять, почему иногда сложно выполнять задание. Часто в такие моменты возникают мысли о том, что задание слишком большое, сложное или скучное, что его невозможно выполнить хорошо. Такие представления приводят к эмоциональному избеганию и отсутствию навыков принятия. Становится сложно выдерживать неприятные эмоции, что ведет к падению продуктивности.
Развитие психологической гибкости. Оно включает работу с детьми над изменением стратегий восприятия и управления своими эмоциями, поведением, мыслями и вниманием. Результаты показывают, что такие программы помогают не только улучшить эффективность и успехи в учебе, но и справляться с различными жизненными сложностями, становиться более гибкими и не позволять эмоциям мешать выполнять важные дела.
Дыхательные упражнения. Например, можно использовать глубокие вдохи и медленные выдохи, техники типа «4-7-8» (вдох на 4 счета, задержка дыхания на 7, выдох на 8). Также полезны упражнения на попеременное дыхание через ноздри, которые стабилизируют нервную систему.
Визуализация. Техника визуализации помогает расслабиться и отделиться от тревожных мыслей. Ребенок может представить что его тревожные мысли помещены в облака, которые пролетают по небу, а он со стороны наблюдает за их движением.
Короткие физические упражнения. Они снижают мышечное напряжение и повышают концентрацию. Подойдут активные движения — потопать ногами, похлопать в ладоши, сделать растяжку, имитацию прыжков или отжиманий у стены.
Когда стоит обратиться к психологу
Если изменения в поведении, эмоциях и физическом состоянии ребенка носят длительный характер (3–6 месяцев и более) и сопровождаются ухудшением состояния, проблемами со сном, проявлениями со стороны ЖКТ при отсутствии положительной динамики, важно обратиться к детскому психологу или психотерапевту. Специалист поможет оценить, не достигли ли эти изменения клинического уровня и насколько они мешают ребёнку выполнять возрастные задачи — включаться в учебный процесс, общаться с другими детьми.
Для поддержки ребенка в этот период важно минимизировать дополнительные стресс-факторы, которые могут истощать его ресурсы. Часто внешними причинами стресса становится неблагополучная семейная обстановка — конфликты между родителями, эмоциональное напряжение, отсутствие поддержки и понимания. Высокие требования со стороны взрослых, частая критика или наказания без поощрений также истощают психоэмоциональный ресурс ребенка. Невозможность выражать свои чувства, признавать усталость и беспокойство ведет к накоплению негативных эмоций, что может привести к развитию психопатологических состояний.
Поэтому важно признавать эмоции ребенка, говорить с ним открыто, поддерживать, проявлять терпение и сострадание. Родители должны понимать, что успешность в учебном процессе во многом зависит от природных особенностей. Возможности саморегуляции, концентрации внимания и усидчивости не всегда находятся под полным контролем. Особенно это актуально для детей с нейроспецификой.