Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Надо ли сюсюкать с детьми: объясняет нейрофизиолог

Почему мы так странно разговариваем с детьми

27 марта 2023
Надо ли сюсюкать с детьми: объясняет нейрофизиолог
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Младенческий язык существует во всех культурах — взрослые автоматически переходят на сюсюкание и уменьшительно-ласкательные в разговоре с маленькими детьми

Ольга Сысоева
мозговые механизмы психических функций, быстрые процессы в мозге, восприятие времени, аутизм, психология спорта

нейрофизиолог, ведущий научный сотрудник научно-образовательного центра нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центр)

На английском языке сюсюкание даже имеет специальное название — infant directed speech или младенческий язык. Нейрофизиолог Ольга Сысоева объясняет, почему мы так легко на него переходим в разговоре с младенцами и дошкольниками и действительно ли это улучшает коммуникацию.

Плюсы детского языка

Надо ли сюсюкать с детьми: объясняет нейрофизиолог
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Преимуществ у детского языка много — тон речи мягче, темп замедленный, гласные удлиненные, у слов появляется больше вариантов. А еще, сюсюкая, мы четко проговариваем слова, жестикулируем — все это помогает маленьким детям воспринимать взрослую речь, улавливать смысл.

Ученые отмечают, что младенцы действительно хорошо откликаются на сюсюкание — в одном из исследований детям давали послушать аудиороликb со взрослой речью и с так называемым детским языком. Им больше понравился последний, потому что они сразу считали: обращаются именно к ним.

Дело в том, что детям очень сложно сосредоточиться на том, что говорят вокруг, тем более что большинства слов они не понимают. И «включаются» они лишь когда осознают, что обращаются точно к ним.

«У детей на первом году жизни мозговой ответ, синхронизация с речью гораздо больше выражены именно в ответ на сюсюканье, чем на обычную речь. Это подтверждает гипотезу о том, что ребенок действительно предпочитает подобную речь, и предпочитает не просто так: его мозг лучше обрабатывает такую информацию на разных уровнях», — объясняет Сысоева.

Важно, чтобы сюсюкание не было монологом — чтобы учиться коммуникации, ребенку важен полноценный живой контакт, с вовлечением его в диалог, с обращением к нему по имени. Тогда мозг начинает обучаться.

Это подтверждается исследованием, во время которого изучалось качество обучения американских детей китайскому языку. За месяц очных встреч учительница, сюсюкающая по-китайски, добилась хороших успехов от своих подопечных. Но как только им стали включать ее голос онлайн, без живого контакта прогресс остановился.

Важно и то, что сюсюкание передает эмоции — а обмен эмоциями это самый первый этап взаимодействия с малышом. Чувствуя настроение взрослого, ребенок вовлекается в коммуникацию, учится слушать, ощущает интерес.

Надо ли сюсюкать с детьми: объясняет нейрофизиолог
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Когда с сюсюканием пора заканчивать?

Если ребенок уже нормально говорит и понимает большинство слов, с которыми к нему обращаются, усиливать их особой интонацией уже не стоит. Исследователи говорят, что это примерно 1,5 года.

Если родители затягивают с детским языком, ребенок, например, дошкольник, может раздражаться, что с ним все время «как с маленьким».

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения